МОСКВА, 20 мая – РАПСИ. Ликвидация юридического лица-должника и, как следствие, исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) возможна только по завершении процедуры конкурсного производства, прекращение правоспособности юрлица в административном порядке приводит к необоснованному ограничению прав кредитора, говорится в постановлении №10-П, опубликованном в среду на официальном сайте Конституционного суда (КС) РФ.
КС признал неконституционным пункт 2 статьи 211 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Поводом для рассмотрения дела стала жалоба юристов общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис».
Потерянный «Лидер»
На основании оспоренной нормы закона о госрегистрации юрлиц должник «Отделсервиса» - ООО «Лидер» - был исключен из ЕГРЮЛ. В течение года эта компания не вела никакой деятельности и, соответственно, не сдавала налоговую отчетность. Кредитор пытался истребовать сумму у должника через процедуру банкротства. Но из-за исключения последнего из ЕГРЮЛ дело о банкротстве было прекращено.
Предпринимателям не удалось оспорить решение налоговиков в суде, и они обратились в КС РФ. «Отделсервис» пожаловался на нарушение права компании на судебную защиту. Предприниматели указали в своем обращении в КС, что возможность действия данной конституционной гарантии ставится в зависимость от усмотрения административного органа.
В своем решении конституционные судьи напомнили, что законодатель должен обеспечивать баланс прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, в том числе кредиторов. А, гарантируя судебную защиту, Конституция России закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
К числу таких способов применительно к защите имущественных прав кредитора относится обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом. Обращаясь в суд, кредитор выражает свою волю на удовлетворение своих требований именно в рамках дела о банкротстве под контролем суда. И в рамках дела о банкротстве кредиторы получают возможность при недостаточности имущества должника привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
При этом именно суду принадлежит полномочие принимать окончательные решения по обеспечению защиты прав участников гражданского оборота в связи с подачей кредитором заявления о банкротстве должника. Ликвидация юрлица-должника и, как следствие, исключение его из ЕГРЮЛ возможна только по завершении процедуры конкурсного производства и прекращение правоспособности юрлица в административном порядке приводит к необоснованному ограничению прав кредитора.
Сведения, касающиеся банкротства, включаются в Единый федеральный реестр и публикуются. Однако наличие этих сведений, которые должен использовать налоговый орган, не является препятствием для вынесения решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.
Принятие регистрирующим органом такого решения предопределяет вынесение судом решения о прекращении производства по делу, что не гарантирует эффективную защиту прав кредитора и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти.
«Суд защитил права кредиторов»
По словам судьи КС Людмилы Жарковой, постановление суда направлено на защиту прав кредиторов, по обращению которых арбитражным судом приняты решения о введении в отношении должника-юридического лица, имеющего признаки недействующего, процедур банкротства.
Налоговые органы, располагающие информацией об этом – как участники процесса по делу о банкротстве и получатели ее из Единого федерального реестра сведений о банкротстве, не должны принимать решения об исключении, в том числе о предстоящем, такого юридического лица из ЕГРЮЛ в период проведения мероприятий банкротства (в рамках которых осуществляется поиск, выявление и возврат имущества должника, привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, удовлетворение требований кредиторов и др.), поскольку дело о банкротстве свидетельствует о реализации кредитором права на защиту своих законных интересов в судебном порядке, подчеркнула Жаркова.
По ее мнению, практика, при которой налоговые органы исключают недействующие юридические лица из ЕГРЮЛ, если судом введена процедура банкротства, должна быть исключена.
Если же наличие дела о банкротстве обнаруживается после исключения налоговым органом юридического лица-должника из ЕГРЮЛ, нарушения конституционных гарантий защиты права собственности кредитора в судебном порядке и принципа разделения властей подлежат устранению, в частности, в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», путем признания решений (действий) регистрирующего органа незаконными и восстановления записи о регистрации в реестре, добавила судья.