МОСКВА, 25 июн - РАПСИ. Конституционный суд (КС) РФ в четверг удовлетворил жалобу гражданина Белоруссии Сергея Лярского на несоответствие Конституции РФ некоторых положений Налогового кодекса (НК) РФ, касающихся вопроса уплаты налогов в России иностранцами.

Лярский обратился в КС с жалобой на две статьи НК РФ, регулирующие налоговый статус иностранцев, проживающих в России, и порядок уплаты ими налогов в российский бюджет. По мнению заявителя, положение российского законодательства, устанавливающее в качестве обязательного требования для претенднетов на статус налогового резидента непрерывное проживание на территории РФ в течение 183 дней в рамках одного календарного года, нарушает его право на избежание двойной уплаты налога.

В 2010 году Лярский устроился на работу в одну из московских компаний, в результате чего с него был взыскан налог на доходы физических лиц по ставке 30%, поскольку он не являлся резидентом РФ. Сам гражданин Белоруссии был уверен в обратном, поскольку, по его мнению, прожил в России необходимый для получения статуса резидента срок. В 2011 году он обратился в налоговую инспекцию для пересчета суммы необходимого к уплате налога (по ставке 13% вместо предусмотренной для иностранцев 30%) и возврата уплаченных сверх нее средств, однако чиновники не согласились с ним, утверждая, что вместо положенных 183 дней в рамках одного календарного года он находился в РФ только 172 дня. Аналогичную позицию заняли и суды различных инстанций, в которые Лярский обращался для разрешения спора.

В своем обращении в КС Лярский сослался на положения Протокола к Соглашению между правительствами РФ и Белоруссии от 1995 года, направленного на избежание двойного налогообложения. Указанные заявителем нормы позволяют рассчитывать требуемые 183 дня в рамках 12 следующих друг за другом месяцев, с возможностью переноса их из одного календарного года в другой.

Согласно тексту оглашенного в четверг постановления КС, суд признал оспариваемые нормы российского НК полностью соответствующими Основному закону. Рассматривая обращение Лярского, суд установил, что между нормами российского налогового законодательства и положениями Протокола к межправительственному соглашению между Россией и Белоруссией от 1995 года существуют различия в части определения налогового статуса работников российских предприятий и их права на возврат уплаченных сверх необходимого налогов. Однако, согласно общему правилу, прописанному в Конституции РФ, международные соглашения и связанные с ними обязательства, принятые на себя Россией, имеют приоритет над национальным законодательством, что должно найти отражение и в случае с Лярским. А потому наличие расхождений в законах разного уровня не может ущемить права заявителя и людей, оказавшихся в схожем с ним положении.

Таким образом, КС постановил считать оспариваемые положения кодекса соответствующими Конституции и не подлежащими изменению. Вместе с тем, суд пришел к выводу, что права Лярского в конкретном случае были нарушены из-за неверного толкования законодательства судами различных инстанций и налоговыми органами, а потому его дело подлежит пересмотру.