МОСКВА, 23 авг — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ оставил без изменений приговор Рафаэлю Хаялиеву, осужденному к 7,5 годам колонии строго режима за склонение к совершению террористических актов и участию в незаконном вооруженном формировании, передает во вторник корреспондент РАПСИ из зала суда.

Коллегия ВС по делам военнослужащих отклонила апелляционную жалобу защиты осужденного на приговор Московского окружного военного суда от 24 мая. Осужденный принимал участие в заседании ВС в порядке видеоконференцсвязи; ему был предоставлен переводчик, услугами которого Хаялиев так и не воспользовался.

Согласно доводам апелляционной жалобы, Хаялиев не имел устойчивых связей с запрещенными террористическими группировками, не был знаком со свидетелем, давшим против него него показания. Защита также указывала на наличие нестыковок в показаниях других свидетелей по делу.

Адвокат по назначению Геннадий Дружинин выразил уверенность в невиновности своего подзащитного, а также озвучил мнение о предвзятом отношении сотрудников исправительного учреждения к осужденному. "Разрешение суда на использование средств записи для фиксации инкриминируемого Хаялиеву преступления было получено спустя несколько месяцев с момента предположительного начала бесед, происходивших в штрафном изоляторе и прогулочном дворике. Данные обстоятельства позволяют предположить провокацию со стороны администрации исправительного учреждения", — пояснил защитник.

"Прошу отменить приговор Московского окружного военного суда, прекратить уголовное дело и уголовное преследование в связи с непричастностью моего подзащитного к совершению преступления, предусмотренного частью 1 статьи 205.1 Уголовного кодекса РФ", — заявил адвокат в прениях.

"При проведении экспертизы были нарушены мои права, поскольку не ставился вопрос о подделке доказательств — дисков с видео- и аудиозаписями. В ходатайстве о повторной экспертизе мне было отказано", — заявил Хаялиев, приводя доводы о том, что процесс записи фонограмм на носитель был осуществлен с искажением исходных записей в силу особенностей используемого программного обеспечения.

Выступая в поддержку апелляционной жалобы, осужденный также обратил внимание, что беседы на "запрещенные темы" не могли происходить в даты, указанные в материалах дела, поскольку это противоречит расположению содержащихся в колонии лиц в соответствии с распорядком и режимными мероприятиями.

Хаялиев также напомнил суду, что давал воинскую присягу и получил ранение и инвалидность во время участия в контртеррористических операциях в рядах вооруженных сил РФ в составе 76-й дивизии воздушно-десантных войск в 1999-2000 годах.

Представитель Главной военной прокуратуры Юзеф Мацкевич озвучил позицию, согласно которой обстоятельства дела были достоверно установлены судом первой инстанции. Был особо выделен тот факт, что против Хаялиева дал показания другой осужденный, отбывавший наказание в колонии.

"Маленькие неточности, имевшие место при переводе в текст фонограмм с записью высказываний осужденного, не могли повлиять на существо вынесенного решения", — возразил государственный обвинитель на доводы защиты, после чего попросил оставить приговор Московского окружного военного суда без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

В последнем слове Хаялиев заявил, что дело в его отношении было сфабриковано, добавив, что из отрезков выступлений ведущего телепрограммы "Военная тайна" также можно было собрать речь, подпадающую под статью 205.1 УК РФ, расположив фрагменты в нужном порядке.

Решением суда первой инстанции, ранее проживавший в Татарстане Хаялиев был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 205.1 Уголовного кодекса РФ (склонение лица к совершению террористических актов и участию в незаконном вооруженном формировании).

Судом было установлено, что в период с 31 марта 2014 по 17 октября 2014 года, отбывая наказание за убийство в исправительной колонии на территории Кировской области, Хаялиев проводил с другим осужденным беседы, в ходе которых пропагандировал идеи радикального ислама, в том числе построения всемирного исламского халифата, обосновывал необходимость совершения насильственных действий в отношении лиц противоположных взглядов, выражал поддержку участникам незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Сирии, Ирана и Афганистана. Осужденный также сообщал одному находящемуся в колонии мужчине сведения о деятельности террористов, способах прибытия к местам военных действий, а также информацию об участии в незаконных вооруженных формированиях, преследуя цели склонения заключенного вступить в незаконное вооруженное формирование и участвовать в террористических актах.

Суд согласился с позицией государственного обвинителя о доказанности вины и обоснованности квалификации его действий, признав Хаялиева виновным в совершении инкриминируемого преступления.