МОСКВА, 20 фев — РАПСИ, Олег Сивожелезов. Верховный суд (ВС) РФ признал законными ряд норм, устанавливающих правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах, такие как запрет на межкамерное общение, ограничение по хранению ряда предметов и принудительный вывод из камеры для проведения следственных действий, передает в понедельник корреспондент РАПСИ из зала суда.

Таким образом, ВС отказал в удовлетворении административного иска фигуранта дела о рейдерском захвате здания в Москве Дмитрия Лысаковского о признании недействующими ряда положений Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства Юстиции РФ № 189 от 14 октября 2005 года.

В начале заседания суд отклонил ходатайства, заявленные представителем истца адвокатом Владимиром Рутковским. ВС отказался направить запрос в Конституционный суд с просьбой проверить положения Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" на соответствие ряду статей Конституции. По мнению Лысаковского и его представителя, требования закона к обеспечению изоляции и раздельному содержанию в камерах являются дискриминационными, унижающими человеческое достоинство, препятствующими реализации права на свободу слова, мирных собраний и коллективных обращений в госорганы, а также не соответствующими признанным в РФ нормам международного права о гарантиях находящимся под следствием лицам. Также ВС отказался обеспечить непосредственное присутствие содержащегося в СИЗО истца на заседании по делу.

Говоря о мотивах подачи искового заявления, адвокат Рутковский заявил о том, что оспариваемые положения законодательства не являются правовыми и расходятся со смыслом заложенных в ряд статей Конституции норм. Представитель истца озвучил позицию, согласно которой заключение под стражу имеет целью ограничение свободы, но положения законодательства вводят факультативные ограничения, несоизмеримые с целями изоляции подследственных от общества.

"Мы считаем, и это неоднократно признавалось Европейским судом, что условия содержания в СИЗО являются пыточными. Речь идет не только об ограничении свободы, но и о лишении возможности для обвиняемых и подозреваемых вести полноценную жизнь, получать квалифицированную медицинскую помощь, согласовывать позицию по делу с находящимися в соседних камерах фигурантами дела, непосредственно взаимодействовать с потерпевшим для примирения, лично предпринимать действия к возмещению вреда", — говорил на заседании Рутковский.

Как следует из административного иска, Лысаковский считает необходимым признать недействующими положения оспариваемого приказа Минюста о принудительном выводе обвиняемых или подозреваемых из камеры по требованию следователя, запрете на переговоры между содержащимися в разных камерах лицах и запрете иметь при себе не предусмотренные списком вещи, такие как, например, компьютер и музыкальные инструменты.

Представители административных ответчиков Минюста и Генпрокуратуры выступили с доводами против удовлетворения иска. Было заявлено, что оспариваемые Лысаковским правила внутреннего распорядка СИЗО содержатся в нормативно-правовом акте, принятом в соответствии с актами высшей юридической силы, в том числе федеральными законами. Кроме того, ответчики сослались на отсутствие в материалах дела официальных документов о том, что уполномоченный орган применял к административному истцу оспариваемые нормы.

Заслушав мнения участвующих в деле лиц, судья ВС удалился в совещательную комнату после чего вынес решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.