САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 мая - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ во вторник обязал федерального законодателя закрепить миграционный статус лиц без гражданства, а также обеспечить разумный судебный контроль за сроками содержания в специальных учреждениях апатридов, подлежащих принудительному выдворению, сообщили РАПСИ в суде.
Таким образом КС РФ признал неконституционными нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), не позволяющие апатридам ни при каких обстоятельствах обжаловать в судах обоснованность их содержания в специальном учреждении в целях административного выдворения.
Поверка положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ была проведена по жалобе лица без гражданства Ноэ Мсхиладзе.
Заявитель указывал, что его должны выдворить из страны по решению суда, но Грузия не принимает его из-за отсутствия грузинского гражданства. Как следует из материалов дела, в декабре 2015 года Мсхиладзе был признан виновным в нарушении части 3 статьи 18.8 КоАП (нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства), и ему был назначен штраф и выдворение, которое оказалось невозможно исполнить. Суд в первой инстанции разъяснил, что назначение административного наказания не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня вступления его в законную силу. Таким образом, Мсхиладзе должен был находиться в центре временного содержания до декабря 2017 года. Но, как только он выйдет, считает заявитель, его опять задержат, суд снова примет решение о выдворении, и он будет помещен в Центр временного содержания иностранцев. По мнению Мсхиладзе, такое бессрочное лишение свободы, к которому он не осужден, противоречит Конституции РФ и нарушает основные права и свободы человека.
Мсхиладзе родился в Аджарии в 1972 году, откуда в 1988 году приехал учиться в Ленинград, в 1989 году вернулся домой, а в 1990 — снова в Ленинград. Мсхиладзе был неоднократно судим, в последний раз в 2012 году по части 3 статьи 228 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотиков). В Центр временного содержания иностранных граждан Мсхиладзе попал после того, как в 2014 году освободился из мест лишения свободы — суды дважды принимали решение о нежелательности его пребывания в стране, один раз о депортации, второй — о выдворении. Но каждый раз консул секции интересов Грузии посольства Швейцарии в России, сообщал, что Мсхиладзе гражданином Грузии не является. В своём заявлении он просил КС РФ освободить его.
Рассмотрев заявление, КС РФ указал, что ограничение права на свободу и личную неприкосновенность на неопределенный срок не согласуется с конституционными гарантиями. По мнению КС, КоАП не предписывает судье по делам о выдворении устанавливать конкретный срок содержания лиц без гражданства в специальных учреждениях. Более того, законом не предусмотрен судебный контроль за законностью и обоснованностью такого содержания, если их выдворение сталкивается со значительными трудностями. Вместе с тем, при решении вопроса о депортации Кодекс административного судопроизводства РФ прямо обязывает суд устанавливать конкретный срок пребывания депортируемых лиц в специальном учреждении. Это красноречиво свидетельствует о том, что лица, подлежащие выдворению, в отличие от лиц, подлежащих депортации (реадмиссии), не только законодательно поставлены в состояние неопределенности в вопросе о сроках своей изоляции в спецучреждении, но и лишены возможности получения эффективной судебной защиты.
"Оспоренные нормы не соответствуют Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести в КоАП изменения, которые обеспечат разумный судебный контроль за сроками содержания в специальном учреждении лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению. Законодатель вправе предусмотреть в КоАП обязанность судей устанавливать конкретные сроки применения данной меры обеспечения (по аналогии с действующим миграционным законодательством), а также закрепить особый миграционный статус апатрида, освобожденного из спецучреждения, который позволит осуществлять контроль за ним до истечения срока давности исполнения постановления об административном выдворении", - гласит постановление КС РФ.
Также, согласно решению КС РФ, необходимо предоставлять лицам, помещенным в специальное учреждение, при отсутствии реальной возможности их выдворения, право обращения в суд с заявлением о проверке законности их дальнейшего лишения (ограничения) свободы.
Правоприменительные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.