МОСКВА, 30 ноя — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ объяснил, что судьи могут не настаивать на допросе свидетеля, который не является на заседания, а ограничиться оглашением его показаний на следствии только в случаях, когда обвиняемый имел возможность ответить на слова этого свидетеля, передаёт корреспондент РАПСИ с заседания пленума ВС РФ.
Самым известным прецедентом неявки свидетеля на процесс стала ситуация с главой "Роснефти". Игорь Сечин является ключевым очевидцем событий, связанных с получением от него взятки в 2 миллиона долларов бывшим на тот момент министром экономразвития Алексеем Улюкаевым. Из-за занятости Сечин четырежды отказался прийти на слушания. Судья Замоскворецкого суда Москвы Лариса Семёнова не стала в пятый раз добиваться явки главы "Роснефти" на допрос, но и отказалась оглашать его показания, которые глава Роснефти дал в ходе следствия. Изучение доказательств к настоящему моменту по делу Улюкаева завершено.
"В силу части 2.1 статьи 281 УПК РФ суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении без согласия сторон показаний неявившегося свидетеля, ранее данных им в досудебных стадиях производства по делу, воспроизведении материалов аудиозаписи, видеозаписи, киносъемки его допросов только при условии, что обвиняемому (подсудимому) в указанных стадиях была предоставлена возможность оспорить показания свидетельствующего против него лица предусмотренными законом способами", — отмечается в проекте пленума.
То есть суды могут обойтись без допроса свидетеля если, например, обвиняемый мог в ходе очных ставок или иных следственных действий задать вопросы свидетелю, с чьими показаниями подсудимый не согласен, и высказать по ним свои возражения, подчеркивает ВС РФ.
"Исследование ранее данных при производстве предварительного расследования показаний свидетелей, в том числе данных ими в ходе очной ставки, путем оглашения этих показаний в судебном заседании возможно лишь при наличии обстоятельств, указанных соответственно в статье 281 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим", — уточняется одно из положений документа.
Эта норма гласит, что судьи могут удовлетвориться показаниями данными на следствии, а не допросом непосредственно в процессе в случае смерти или тяжелой болезни свидетеля, если он является иностранным гражданином и отказывается от участия в слушаниях, при стихийном бедствии или ином чрезвычайном обстоятельстве, которые мешают свидетелю попасть в суд, если установить его место нахождения невозможно (часть 2 статьи 281 УПК РФ).
ВС указывает, что судебное следствие по делу предполагает непосредственное исследование в заседании доказательств, представленных сторонами, в том числе путем заслушивания в ходе допроса показаний подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта или специалиста.
Также показания свидетелей могут быть заслушаны посредством проведения допроса с использованием систем видеоконференц-связи в порядке, предусмотренном статьей 278.1 УПК РФ, напоминает он.
Ирина Тумилович