С.-ПЕТЕРБУРГ, 19 фев — РАПСИ, Михаил Телехов. Пенсионное обеспечение судей, ставших инвалидами до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание, должно соотноситься с заработной платой, которую они получали, говорится в постановлении Конституционного суда РФ, опубликованном в понедельник на его официальном сайте.
КС указал, что федеральный законодатель должен незамедлительно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью.
Соответствующий вопрос был изучен в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска, в котором ставилась под сомнение конституционность части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Решение было основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.
Суд общей юрисдикции рассматривает иск бывшего судьи Геннадия Рязанова к Управлению Судебного департамента в Смоленской области о назначении ему пенсии. Как следует из материалов дела, Рязанов, проработав судьей 10 лет, ушел в отставку по состоянию здоровья, после чего ему установили 1 группу инвалидности, но отказали в пенсии в размере ежемесячного денежного вознаграждения судьи. Судебный департамент сообщил, что Рязанов ушел в отставку до приобретения им права на "судебную" пенсию, которое наступает при выслуге больше, чем 10 лет, а кроме того он был признан инвалидом по причинам, формально не связанным со служебной деятельностью. Районный суд приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС.
В своем решении КС напомнил, что гражданин, который становится судьей, сознательно, по доброй воле принимает на себя необходимые для поддержания достоинства судебной власти ограничения, которые рядовыми гражданами могут рассматриваться как обременительные и не вправе совершать поступки, которые позволяли бы усомниться в его профессиональной добросовестности. Предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, общество и государство вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия.
"Но применение оспариваемых норм приводит к тому, что в течение зачастую продолжительного времени судья в отставке, который в силу состояния здоровья лишен возможности осуществлять даже те виды профессиональной деятельности, которые совместимы с его статусом, получает социальное обеспечение, не соответствующее конституционно-правовому статусу судьи и несоотносимое с его заработной платой", — сказано в постановлении.
По мнению КС, такой судья ставится в худшее положение по сравнению с гражданами, находившимися в качестве нетрудоспособных членов семьи на иждивении судьи, которым гарантируется ежемесячное возмещение в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, в том числе вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, в размере, соотносимом с ежемесячным пожизненным содержанием судьи, которое фактически получал судья в отставке или которое рассчитывается пропорционально количеству полных лет, отработанных им в качестве судьи. Тем самым, отмечается в постановлении, нетрудоспособным членам семьи судьи пенсионное обеспечение предоставляется в более значительном объеме по сравнению с социальной защитой, предоставляемой судьям, ставшим инвалидами вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности, в результате чего нарушаются принципы равенства и справедливости.
В итоге оспоренные нормы признаны не соответствующими Конституции РФ. КС обязал федерального законодателя незамедлительно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание.
При этом КС постановил, что действующий порядок пенсионного обеспечения судей применяется до исполнения федеральным законодателем настоящего постановления, во избежание возникновения пробелов в правовом регулировании.