С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Выплата неустойки за задержку страховых выплат военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел назначается с момента неисполнения страховой компанией законных требований клиентов, сказано в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Соответствующее решение было принято после рассмотрения жалобы бывшего сотрудника отдела охраны ФКУ Исправительной колонии №1 УФСИН России по Чувашской Республике, который просил проверить на соответствие конституционности пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации". Дело было рассмотрено без публичных слушаний. Решение основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

Как следует из материалов дела, в 2011 году Матросов получил травму, был признан негодным к службе и уволен из органов уголовно-исполнительной системы, но инвалидом первой группы он был признан только в 2013 году. После чего, в 2014 году он обратился за страховыми выплатами в ЗАО "Московская акционерная страховая компания" ("МАКС"). Но там ему отказали в выплатах поскольку "инвалидность вследствие заболевания, полученного в период службы, приравненной к военной службе, была установлена ему по истечении одного года со дня увольнения". Матросов обратился в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики, который встал на его сторону и в 2015 году взыскал с ЗАО "МАКС" страховую сумму в размере 402 тысячи рублей.

Однако, как говорилось в жалобе, проблемы возникли, когда Матросов пытался получить неустойку за задержку выплат. Суды в Чувашии обязали страховщиков выплатить ему 845 тысяч рублей неустойки, но Верховный суд РФ, полагая, что штраф можно взыскивать только с момента неисполнения страховщиком вступившего в законную силу решения суда, отменил его и направил дело на новое рассмотрение. В итоге сумма штрафа снизилась до 88 тысяч рублей, и Матросова обязали вернуть страховой компании оставшиеся 756 тысяч рублей. Заявитель посчитал такой подход неконституционным и обратился в КС. 

По мнению КС, если суды общей юрисдикции установили, что право Матросова было нарушено до обращения за судебной защитой, то и срок, за который должна взыскиваться неустойка, не может быть обусловлен вступлением в силу судебного акта. "Суд обязан давать оценку обоснованности задержки страховых выплат, которую должен доказать страховщик. Если страховщик не доказал свою правоту, то для него наступают последствия в виде уплаты неустойки после истечения указанного в законе 15-дневного срока со дня получения им необходимых документов", - говорится в постановлении КС.

Норма признана не противоречащей Конституции РФ с учетом ее истолкования настоящим постановлением КС. Решения по делу Матросова подлежат пересмотру.