С.-ПЕТЕРБУРГ, 16 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Федеральный законодатель и правительство РФ должны изменить правила предоставления субсидий аэропортам на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по обеспечению полетов самолетов и вертолетов Министерства обороны РФ, ФСБ России, МЧС РФ и других, освобожденных законом от платы за эти услуги, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

При этом КС указал, что до внесения изменений в нормативные акты для возмещения расходов на обеспечение полетов воздушных судов силовых ведомств, аэропортам, обратившимся за таким возмещением, необходимо выделять на эти цели дополнительные бюджетных средства не позднее следующего финансового года, а получатели субсидий в любом случае не вправе приостанавливать оказание соответствующих услуг.

Одни получают, другие - нет

Соответствующее постановление было принято по жалобам ПАО "Аэропорт Кольцово" и АО "Международный аэропорт Нижний Новгород", которые попросили КС проверить на соответствие Конституции РФ пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса России, подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, а также пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий. Решение было основано на ранее вынесенных правовых позициях суда.

По мнению заявителей, существующий порядок распределения субсидий обеспечивается в пределах лимитов бюджетных обязательств и основан на принципе очередности, в результате, получается, что одни аэропорты получают полную компенсацию, а другие годами ждут выплат. По мнению представителей бизнеса, перекладывая несение публичных расходов на аэропорты, государство уклоняется от исполнения взятых на себя обязательств, и они решили оспорить это положение вещей в судах.

Но Арбитражный суд Москвы в 2016 году отказал во взыскании с Российской Федерации 34,6 миллиона рублей "Аэропорту Кольцово" и 19,6 миллиона рублей "Международному аэропорту Нижний Новгород" за оказанные в 2014 году услуги силовым ведомствам.

Эти решения были оставлены без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций. Суды, как говорится в жалобах, исходили из того, что непредоставление Федеральным агентством воздушного транспорта субсидий на возмещение недополученных истцами соответствующих доходов не тождественно по своей правовой природе неисполнению обязательств.

Истцы посчитали, что оспариваемые нормы неконституционны, поскольку лишают коммерческую организацию возможности получить компенсацию за оказанные услуги.

Безопасность не бесплатна

КС согласился с заявителями и подчеркнул, что публичные цели, которые преследует государство, а это задачи по обеспечению безопасности, не должны приводить к неправомерному ограничению свободы предпринимательской деятельности, и расходы, понесенные коммерческими организациями, должны быть возмещены.

Таким образом, КС признал оспоренные нормы не соответствующими Конституции РФ. "Неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание. Федеральному Собранию РФ и правительству России надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, которые обеспечивали бы надлежащие условия осуществления соответствующего вида предпринимательской деятельности посредством предоставления возможности возмещения расходов на аэропортовое и наземное обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за эти услуги, с тем, чтобы исчерпание лимитов бюджетных обязательств не являлось препятствием для такого возмещения, а субъекты предпринимательской деятельности не ставились в неравное положение в зависимости от времени обращения за таким возмещением в пределах нормативно установленных сроков", - говорится в постановлении КС.

Правоприменительные решения, принятые по делам "Аэропорта Кольцово" и "Международного аэропорта Нижний Новгород", подлежат пересмотру.