САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 окт — РАПСИ, Михаил Телехов. Прекратить уголовное дело частного обвинения в связи с декриминализацией вменяемых деяний можно только с согласия подсудимого, говорится в постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном во вторник на его официальном сайте.
КС указывает, что в данном случае суды общей юрисдикции обязаны рассмотреть дело частного обвинения по существу и, исследовав имеющиеся доказательства, либо постановить оправдательный приговор, либо прекратить уголовное дело за отсутствием события преступления.
Ложно обвиненная
Соответствующее постановление было принято в связи с жалобой майора полиции Анны Тихомоловой. Она сообщала, что была "ложно обвинена в побоях группой черных рейдеров", после чего мировой суд судебного участка № 313 Москвы возбудил в отношении нее уголовное дело, а потом в августе 2016 года прекратил в связи с декриминализацией соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, то есть по нереабилитирующим основаниям. А к этому моменту, как пояснили в КС, Тихомолова уже доказала в суде факт отсутствия события преступления.
Далее, как следует из материалов дела, она обратилась в вышестоящие инстанции с требованием отменить решение мирового суда, обязать его рассмотреть дело по существу и вынести ей оправдательный приговор или прекратить дело за отсутствием события преступления. Но суды отклонили все ее жалобы, и Тихомолова обратилась в КС с просьбой проверить конституционность части 1 статьи 10 Уголовного кодекса РФ, части 2 статьи 24, части 2 статьи 27, части 1 статьи 239 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса РФ, во взаимосвязи которых и было принято решение о прекращении дела без ее согласия.
Согласие обвиняемого
В своем решении КС напомнил, что получение согласия обвиняемого на прекращение дела по нереабилитирующим основаниям вытекает из требования соблюдения гарантируемых Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства.
"В делах частного обвинения заявление потерпевшего не только признается поводом к возбуждению дела, но и рассматривается, по сути, в качестве обвинительного акта. Вместе с тем только суд может принять решение о виновности подсудимого посредством обвинительного приговора", — сказано в постановлении КС.
Оспоренные нормы, по мнению КС, не противоречат Конституции РФ, и в системе действующего правового регулирования предполагают, что суд, в производстве которого находится дело частного обвинения, обязан выяснить позицию подсудимого относительно его прекращения в связи с декриминализацией инкриминируемого деяния и только при наличии его согласия вправе прекратить уголовное преследование.
Дело Тихомоловой будет пересмотрено.