САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Подсудимые по делу о теракте в метро Петербурга не признают себя виновными в организации взрыва в вагоне поезда и отрицают, что являются членами террористического сообщества, передает корреспондент РАПСИ из зала Ленинградского окружного военного суда (ЛОВС), где проходит процесс.

Дело слушает коллегия судей Московского окружного военного суда (МОВС) на выездных заседаниях в ЛОВС.

Адвокаты ознакомятся с делом в процессе

В начале заседания суд рассмотрел ходатайства обвиняемых о замене адвокатов по назначению. Просьбы объяснялись тем, что следствие велось центральным аппаратом Главного следственного управления СК РФ, содержали обвиняемых в московском СИЗО, а на слушания по существу доставили в Петербург, куда столичным защитникам ездить накладно. Их заменили местными - суд удовлетворил ходатайства о замене семи адвокатов. Из московских остался только один — Марат Сагитов, который по соглашению представляет интересы сразу четверых обвиняемых. "Их интересы в деле не пересекаются, поэтому суд согласился с позицией моих доверителей. Я в деле с самого начала, и на предварительном следствии также представлял интересы четверых обвиняемых", — пояснил Сагитов.

Вновь вступившие в дело защитники сразу заявили, что не успели ознакомиться с материалами дела, составляющего 137 томов, и попросили дополнительное время — кто-то день, кто-то три дня, кто-то неделю. Но суд ради экономии времени отказал им в удовлетворении этих ходатайств, порекомендовав закончить ознакомление с делом в процессе. "Сегодня прокурор зачитает обвинительное заключение. Потом мы отложим заседание. А к тому моменту вы постарайтесь дочитать те тома, которые не дочитали, ну, и кто не успел — обсудит с обвиняемыми позицию защиты", — посоветовал председательствующий судья.

На скамье подсудимых 11 человек: Акрам Азимов, Сейфулла Хакимов, Дилмурад Муидинов, Содик Ортиков, Азамжон Махмудов, Махамадюсуф Мирзаалимов, Бахрам Эргашев, Ибрагим Эрматов, Мухамадюсуп Эрматов, Шохиста Каримова и Аброр Азимов.

Не радикалы, а таксисты

Зачитывая обвинительное заключение, прокурор сообщила, что подсудимые обвиняются в участии в террористическом сообществе, покушении на теракт, в совершении теракта, а также незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ (статьи 205, 205.1, 205.4, 222.1, 223.1 УК РФ).

По словам прокурора, террористическое сообщество "Катиба Таухид валь Джихад" (запрещено на территории РФ) было создано на территории Сирийско-Арабской республики для дестабилизации деятельности органов власти, в том числе и в России. "Создал организацию боевик, известный под фамилией Мухтаров, для совершения терактов. Формировал организацию Мухтаров по национальному признаку. В 2015 и 2016 годах в нее вступили братья Азимовы, Эрматовы, Хакимов, Муидинов, Ортиков, Мухмудов, Мирзаалимов, Эргашев, Каримова и другие неустановленные лица. Они прошли обучение диверсионно-террористической деятельности на территории Турецкой республики. Каримова и Эрматовы отвечали за связь и координацию деятельности группы. Азимовы, Хакимов, Муидинов, Ортиков, Махмудов и Мирзаалимов — за изготовление, перевозку и хранение взрывных устройств. Во время войны в Сирии Мухтаров определил цель сообщества, как организацию терактов в Петербурге", — зачитывала гособвинитель вменяемые обвиняемым деяния.

Она подчеркнула, что для конспирации все члены группы должны были вести себя не как приверженцы радикальной ветви ислама, а как обычные люди, и добавила, что обвиняемые работали, как и другие их соотечественники, поварами, таксистами, строителями, не ходили в мечеть, чтобы не привлекать к себе внимание горожан и спецслужб.

Огнетушители с шариками

По данным следствия, 3 апреля 2017 года обвиняемые совершили покушение на совершение теракта на станции метро "Площадь Восстания". Но акция, по словам гособвинителя, не была реализована по независящим от подсудимых причинам. Также, сообщила прокурор, в этот же день, 3 апреля 2017 года обвиняемым удалось организовать взрыв самодельного устройства в вагоне петербургского метро. "Исполнитель теракта Акбаржон Джалилов пронес в метро два ранее изготовленных членами террористического сообщества взрывных устройства. Одну из бомб он разместил на платформе станции "Площадь Восстания", а вторую оставил при себе. Первое взрывное устройство было своевременно обнаружено и обезврежено. Второе взрывное устройство приведено в действие в вагоне поезда между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт". Смертник погиб. Из пассажиров вагона погибли 15 человек, 67 пострадали", — сказала прокурор.

Как следует из обвинительного заключения, перечисленные лица готовили еще один теракт в Петербурге, но не смогли исполнить задуманное, поскольку третье взрывное устройство было изъято в квартире на Товарищеском проспекте, 22, сотрудниками правоохранительных органов, когда те задерживали предполагаемых организаторов теракта.

"Для изготовления взрывных устройств обвиняемые использовали корпуса от порошковых огнетушителей, которые начиняли взрывчаткой и шариками. Кроме того, при задержании у Азимовых были изъяты пистолет Макарова и граната РГД, у Ортикова — пистолет Макарова и взрывчатое вещество на основе аммиачной селитры", — уточнила прокурор.

Также гособвинитель отметила, что все участники террористической организации с помощью различных систем для осуществления анонимных денежных переводов получали средства для реализации терактов и вознаграждения.

Все обвиняемые заявили, что не согласны с вменяемыми им деяниями, и что все изложенное прокурором не доказано.

После этого суд объявил перерыв. Следующее заседание назначено на 3 апреля.

Как пояснила РАПСИ после заседания адвокат Оксана Разносчикова, представляющая интересы Муидинова, после решения суда о переносе рассмотрения на следующий день, адвокаты остались в некотором недоумении. "Вы были на заседании — слышали: судьи в курсе того, что многие из нас не успели ознакомиться даже с половиной материалов дела. Моя коллега, например, прочитала только 30 томов из 137. Многие не успели встретиться с обвиняемыми и согласовать свои позиции. И до завтрашнего утра мы этого сделать не успеем. Хоть бы день дали, чтобы съездить в СИЗО. Общение с подзащитным должно быть конфиденциальным, а нам после суда разрешили поговорить с ними, когда они все еще были вместе за стеклом. А если у них между собой возникнут противоречия в ходе процесса? Да еще и конвой рядом все слышит. Если честно, мы все в шоке", — пояснила адвокат.