МОСКВА, 10 дек — РАПСИ. Арбитражное соглашение может быть заключено путем обмена процессуальными документами, в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает, говорится в постановлении пленума Верховного суда (ВС) РФ.
«Арбитражное соглашение может заключаться путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает (часть 4 статьи 7 Закона об арбитраже, пункт 5 статьи 7 Закона о международном коммерческом арбитраже). Если иное не следует из текста таких процессуальных документов, данное соглашение распространяется только на тот спор, в ходе арбитража по которому оно заключено», — указывается в тексте документа.
ВС уточняет, что последующие споры с участием тех же сторон не будут охватываться действием такого арбитражного соглашения.
Иные способы заключения
В соответствии с постановлением, арбитражное соглашение будет также считаться заключенным в случае обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны договора.
Кроме того, стороны могут заключить арбитражное соглашение посредством электронного сообщения, если содержащаяся в нем информация является доступной для последующего использования.
Еще одним способом заключения арбитражного соглашения является присоединение к рекомендуемой арбитражной оговорке, содержащейся в уставе организации, правилах разрешения споров какой-либо организации, иных правилах организации, биржи, ассоциации, при условии, что эти акты распространяются на стороны, заключившие соглашение.
Вне компетенции третейского суда
Помимо положений об арбитражном соглашении, постановление содержит перечень гражданско-правовых споров и иных дел, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда. К таким делам документ относит споры, рассматриваемые судом в порядке особого производства, споры о защите прав и законных интересов группы лиц, споры о созыве общего собрания участников юридического лица, а также споры, связанные с исключением участников юридического лица из данной организации.
Высшая инстанция подчеркивает, что не допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если иное не установлено федеральным законом или международным договором.
«В частности, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; по делам, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, например, в сфере эмиссии ценных бумаг (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 2251 АПК РФ, пункт 8 части 1 статьи 22, часть 1 статьи 221, часть 4 статьи 1 ГПК РФ); по делам, возникающим из налоговых, таможенных, бюджетных правоотношений», — следует из текста документа.
При этом, как указывает ВС, федеральные законы могут содержать исключения из данного правила. Так, споры, возникающие в профессиональном спорте, включая индивидуальные трудовые споры, передаются их сторонами в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, рассматривающим споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений.