САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 апр - РАПСИ, Михаил Телехов. Кадровая служба органа государственной власти, уже заключившая контракт с гражданином, не представившим сведения о доходах и имуществе, не может уволить его на этих основаниях, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Заключили контракт и уволили

Соответствующая позиция была выработана КС после изучения жалобы жителя Мурманска Игоря Котяша, который сомневался в конституционности пункта 11 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 592 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", а также пункта 2 части 1 статьи 131 ФЗ "О противодействии коррупции". Нормы признаны соответствующими Конституции РФ. Решение КС основано на ранее вынесенных правовых позициях суда. 

Как следует из материалов дела, в сентябре 2017 года Котяш был принят на работу экспертом отдела экологического надзора в Балтийско-Арктическом морском управлении Росприроднадзора, но через 9 месяцев его уволили в связи с утратой доверия, поскольку выяснилось, что при поступлении на госслужбу он не предоставил сведений о доходах. В судах первой и апелляционной инстанций посчитали, что увольнение является законной и обоснованной мерой реагирования на допущенное им нарушение действующего законодательства о прохождении государственной гражданской службы. После этого Котяш обратился в КС.

Виноваты кадровики

КС РФ отметил, что увольнение гражданина, назначенного на должность госслужащего без сведений о его доходах, не может рассматриваться как мера юридической ответственности.

"Юридическая ответственность может наступать лишь за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями. Данное конституционное требование в широком смысле распространяется как на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к юридической ответственности за их совершение, так и на отношения, предполагающие наступление для граждан любых негативных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу", - говорится в постановлении КС.

По мнению КС, обязанность по соблюдению ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, может быть возложена только на государственных гражданских служащих, а для соискателей допустимо установление лишь определенных требований, обусловленных спецификой данного вида публичной службы, неисполнение которых в буквальном смысле не является противоправным поведением и лишь исключает возможность поступления на государственную гражданскую службу.

КС указывает, что увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию не может рассматриваться как мера юридической ответственности, поскольку оно обусловлено неисполнением кадровой службой возложенных на нее обязанностей.

"Соответственно, заключение государственным органом (его подразделением по вопросам государственной службы и кадров) – вопреки требованию закона – служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию", - гласит постановление КС.

Правоприменительные решения по делу Котяша подлежат пересмотру.