САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. В Лесном кодексе должны быть предусмотрены положения, гарантирующие исключение сведений из реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений по истечении определенного периода времени. Соответствующее постановление  Конституционного суда (КС) РФ было оглашено в онлайн режиме — трансляция велась на  официальном сайте суда.

Положения статьи 98.1 Лесного кодекса (ЛК) РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку они не предусматривают срок, на который предприятие включается в реестр недобросовестных лесопользователей.

Золотодобытчиков включили

Как следует из материалов дела, в Арбитражный суд Амурской области обратилось региональное Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности с иском к этой компании о взыскании задолженности за аренду лесного участка в размере более 1,2 миллиона рублей и пеней. Суд требования удовлетворил и расторг договор аренды в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязанностей по оплате. Сведения о предприятии были включены в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков, в результате чего организация лишилась возможности арендовать новые участки.

Но после этого, как говорилось в жалобе, все долги компанией были погашены, но из реестра ее так и не исключили. Предприятие обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Рослесхозу исключить их из реестра недобросовестных арендаторов, но золотодобытчикам отказали, сославшись на Лесной кодекс РФ, который не устанавливает срок включения в реестр сведений о лесопользователе. Эту позицию подтвердила и апелляционная инстанция.

Основной деятельностью "Горизонта" является добыча драгоценных металлов, предприятие уже около полутора лет числится в реестре недобросовестных лесопользователей, исключение из него не регулируется, а это бессрочно ограничивает организацию в возможности арендовать новые участки для добычи полезных ископаемых. Поэтому компания обратилась в КС.

Бессрочность неконституционна

Как указал КС, для аналогичных реестров, регулируемых Водным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и другими, определен двухлетний срок, по истечении которого внесенные в реестр сведения должны исключаться из него. И в первоначальной редакции оспариваемой статьи ЛК РФ оговаривалась обязательность утверждения правительством РФ не только порядка внесения соответствующей информации в реестр, но и исключения из него. Однако в действующем ЛК РФ отсутствуют положения о сроке, на который информация о соответствующем арендаторе подлежит включению в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

"Включение в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений сведений об арендаторах, с которыми договоры аренды лесных участков расторгнуты по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 619 ГК Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования, не устанавливающего предельный срок сохранения таких сведений в реестре, не исключает превращения этой обеспечительно-предупредительной меры в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, сопряженный с избыточным ограничением свободы предпринимательства, а потому противоречит общеправовому принципу справедливости. Таким образом, данные правоограничения приобретают бессрочный характер и порождают конституционно значимые сомнения относительно их обоснованности", - говорится в материалах суда.

По мнению КС, законодателю необходимо обеспечивать защиту лесов, но и не препятствовать рациональному использованию этого ресурса.

Оспариваемая норма признана неконституционной. КС обязал федерального законодателя не позднее 1 января 2021 года внести в правовое регулирование необходимые изменения.

"При этом он не лишен возможности в рамках предоставленной ему дискреции дифференцировать сроки нахождения в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений информации о соответствующих индивидуальных предпринимателях и юридических лицах в зависимости от оснований ее включения в реестр, характера и последствий противоправных действий (бездействия), с которыми связано включение в него такой информации, а также предусмотреть иные условия ее исключения из реестра", - поясняет КС.

Дело заявителя подлежит пересмотру после внесения в законодательство указанных изменений.