САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 окт - РАПСИ, Михаил Телехов. Получивший огнестрельное ранение в голову ветеран правоохранительных органов Ислам Хамерзаев не смог вернуть деньги, потраченные его семьей на восстановительное лечение, сообщил РАПСИ адвокат Анатолий Чернышев.

"Из 1,42 миллиона рублей, которые были выплачены его семьей Городской больнице №40, ему возместили 27,5 тысячи рублей. При этом медицинское учреждение одновременно получало на лечение Хамерзаева деньги из федерального бюджета по линии МВД России", - пояснил адвокат. 

Соответствующее решение по иску Хамерзаева к СПб ГБУЗ "Городская больница №40" о взыскании неосновательного обогащения вынес Сестрорецкий районный суд Петербурга.

Лечение оплачивалось частично

В иске говорилось, что в октябре 2015 года Хамерзаев чуть не погиб при исполнении служебных обязанностей. "Три месяца находился в коме. Врачи буквально вытащили его с того света. Он лежал в Мариинской больнице, в клинике нейрохирургии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова. В декабре 2015 года был выписан для последующего восстановительного лечения в Городской больнице №40. Там до апреля 2017 года проходила его реабилитация на основании возмездных договоров на общую сумму 1,42 миллиона рублей, которые платила его сестра. Впоследствии Хамерзаеву стало известно, что его лечение одновременно оплачивалось по линии МВД, что повлекло неосновательное обогащение медицинского учреждения", - рассказал Чернышев. 

Как сообщала Объединенная пресс-служба судов Петербурга, Сестрорецкий районный суд буквально подсчитал периоды, за которые платила семья Хамерзаева, а также те, за которые платило Главное управления (ГУ) МВД России по Петербургу и Ленинградской области. Оказалось, что одновременно сторонами был внесен только один платеж в 27,5 тысячи рублей за период с 31 октября 2016 года по 11 ноября 2016 года. Эти деньги вернули истцу. Остальные периоды лечения по оплате не совпадали.

"Мы пока не понимаем, почему ГУ МВД оплачивало только избранные процедуры, ведь все они назначались врачом, как необходимые для восстановления. То есть, одно лечение оплачивалось ГУ МВД, а за другое, также назначенное лечащим врачом, платить приходилось сестре Ислама", - объясняет адвокат.

Вопрос в квалификации преступления

Как рассказал РАПСИ Ислам Хамерзаев, он будет обжаловать это решение.

"У меня пенсия около 20 тысяч рублей. Как зарабатывать не знаю. Двигаюсь-то с трудом. Для оплаты лечения мы с сестрой были вынуждены продать дом и квартиру. У меня есть какие-то льготы, как у инвалида. По этой льготе я стою в плане на предоставление квартиры на 2020 год. Но даже льготная очередь в Петербурге уже несколько лет не двигается. А самое главное, мое ранение не признано травмой, полученной при исполнении служебных обязанностей. Хотя я, как действующий сотрудник полиции освобождал других сотрудников полиции, взятых в заложники", - объяснил Хамерзаев.

По словам адвоката Алексея Трофимова, который вел его дело практически сразу же после ранения, в официальных документах говорится, что травма была получена Хамерзаевым в период прохождения службы.

"Разница в пенсии, если сравнивать с пенсией по ранению при исполнении служебных обязанностей, незначительна. Но есть отдельный пакет льгот, например, санаторное лечение, предоставление жилья по отдельной очереди и еще какие-то незначительные вещи типа обеспечения медикаментами. Но мы поставили его в очередь на квартиру как инвалида первой группы. Проблема статуса ранения в другом. Если бы МВД признало его "при исполнении", то действия стрелявшего в Хамерзаева квалифицировались бы не как покушение на убийство, а как покушение на сотрудника полиции. В первом случае срок лишения свободы - до 7 лет, во втором - до 20 лет. Стрелок сейчас арестован, и именно вопрос квалификации является основной темой взаимодействия обвиняемого и следствия", - уточнил Трофимов.

Защищал коллег

Как следует из материалов уголовного дела, 5 октября 2015 года трое сотрудников уголовного розыска отмечали свой профессиональный праздник в одном из баров-ресторанов на Гороховой улице в Петербурге. Там между ними и завсегдатаями заведения - двумя бизнесменами, сидевшими за соседним столиком, возник конфликт. К постоянным посетителям присоединился персонал бара, охранник и администратор достали из-под прилавка бейсбольные биты. Столкновение закончилось не в пользу сотрудников полиции. Их избили и не выпускали из полуподвального помещения, что первоначально было квалифицировано, как захват заложников. Один из полицейских успел позвонить начальнику 28 отдела полиции Михаилу Шабанову. Тот взял в помощь Хамерзаева и выехал с ним на место. Попытки последнего провести переговоры, снять накал ситуации, и освободить коллег ни к чему ни привели. Один из посетителей бара разошелся настолько, что достал травматический пистолет и выстрелил безоружному Хамерзаеву в затылок. После чего участники столкновения пытались скрыться, но были задержаны. Стрелявшего в Хамерзаева тоже поймали, но он пожаловался на травму живота, его отвезли в больницу, откуда он сбежал.

После этой ситуации было возбуждено два уголовных дела. Первое в отношении предпринимателя Станислава Белова, администратора бара Азера Агаханова и охранника Алексея Ананьева по части 2 статьи 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью). В мировом суде оно было прекращено по примирению сторон - полицейские приняли извинения подсудимых.

Второе уголовное дело было возбуждено в отношении предпринимателя Станислава Яковлева по части 1 ст.ст. 30-105 УК РФ (покушение на убийство). Яковлев был задержан в июле 2020 года. Вину он отрицает.