САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 дек — РАПСИ, Михаил Телехов. Органы прокуратуры правомочны осуществлять проверку достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе депутатов муниципальных образований, даже если аналогичными полномочиями наделено высшее должностное лицо соответствующего субъекта РФ, говорится в определении Конституционного суда (КС), которым директору "Совхоза имени Ленина" Павлу Грудинину было отказано в рассмотрении его жалобы, связанной с оспариванием норм, способствовавших прекращению его полномочий как депутата подмосковного города Видное.

При этом, КС уточнил, что осуществлять соответствующий надзор за исполнением законов в сфере противодействия коррупции прокуратура имеет право на основании информации о фактах нарушения законов в условиях ненадлежащего осуществления органами публичной власти своих полномочий по проверке достоверности указанных в декларациях о доходах и имуществе сведений.

Грудинин жаловался на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 5 и пунктами 1-3 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Эти нормы регулируют вопросы ознакомления с материалами прокурорских проверок, перечисляют основания для отказа в ознакомлении, устанавливают, что предметами прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов органами публичной власти, с оговоркой, что прокуратура не должна подменять иные государственные органы, наделенные аналогичными полномочиями.

По заявлению гражданки С.

Как следует из материалов дела, в феврале 2019 года Совет депутатов города Видное по представлению прокуратуры о нарушении антикоррупционного законодательства досрочно прекратил депутатские полномочия Грудинина, соответственно сняв его с должности председателя Совета. Грудинин пробовал оспорить законность представления прокуратуры, но безуспешно.

"Суды установили, что проверкой, проведенной на основании поступившего обращения гражданки С., были выявлены обстоятельства предоставления административным истцом заведомо неполных и недостоверных сведений за отчетный период, подтверждаемые также материалами проверки налогового органа, в том числе решениями о привлечении Грудинина к ответственности за совершение налогового правонарушения", — говорится в материалах КС РФ.

По мнению Грудинина, оспариваемые им положения закона о прокуратуре не соответствуют Конституции РФ, поскольку не предусматривают уведомление граждан и должностных лиц о проводимой в отношении них прокурорской проверке, не содержат гарантий ознакомления этих лиц с материалами такой проверки и возможности обоснования ими своей позиции, допускают внесение прокурором представления об устранении нарушения закона в адрес депутата представительного органа муниципального образования, а также позволяют проведение прокурорской проверки сведений о доходах, притом что такими полномочиями наделено высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

Координирующее положение

В своем определении КС РФ отметил, что согласно действующему законодательству прокуратура может отказать заявителю в ознакомлении с материалами проверки, но такой отказ должен быть мотивированным и может быть подвергнут судебному контролю по требованию гражданина. При этом КС РФ обратил внимание на то, что адресатом представления прокурора был не Грудинин, а Совет депутатов Видного, подчеркнув при этом, что представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель к устранению допущенных нарушений в добровольном порядке.

Отдельно КС РФ указал, что во взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции государственного контроля, прокуратура занимает координирующее положение, отмечая при этом, что эта позиция не может быть истолкована как препятствующая самостоятельному осуществлению органами прокуратуры надзора за исполнением законов в сфере противодействия коррупции независимо от полномочий главы субъекта Федерации.

"Не может быть поставлена под сомнение правомочность органов прокуратуры осуществлять соответствующие надзорные мероприятия на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов в условиях ненадлежащего осуществления органами публичной власти своих полномочий по проверке достоверности указанных сведений на соответствие требованиям законодательства о противодействии коррупции", — уточняет КС РФ.

В итоге КС РФ пришел к выводу, что оспариваемые законоположения не нарушают конституционные права заявителя, а потому Грудинину было отказано в рассмотрении его жалобы.