САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 янв - РАПСИ, Михаил Телехов. Распространение государственных гарантий на компенсацию за неисполнение в разумный срок судебных актов на решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) находится в компетенции федерального законодателя, говорится в определении Конституционного суда (КС) РФ.

Таким образом КС РФ ответил на жалобу военнослужащего из Краснодара Хабибулы Зайнетдинова, который оспаривал конституционность главы 26 "Производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ, а также Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Заявителю было отказано в рассмотрении жалобы.

Не получил квартиру

Как следует из материалов дела, в 2006 году Краснодарский гарнизонный военный суд принял решение о выделении семье Зайнетдинова квартиры. Военнослужащий квартиры не дождался, и обратился в Страсбург. В 2017 году ЕСПЧ обязал Российскую Федерацию исполнить решение военного суда в отношении Зайнетдинова. Но к 2020 году заявитель так и не получил квартиру.

Тогда он обратился в суд с административным иском, в котором требовал присуждения компенсации за нарушение права на исполнение решения ЕСПЧ в разумный срок, но оно было возвращено заявителю. Суды, в том числе и апелляционная инстанция, указали что Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" не предусматривает возможности присуждения компенсации за длительное неисполнение постановления ЕСПЧ. Зйнетддинов посчитал, что отсутствие в названных актах соответствующей нормы противоречит Конституции РФ.

Право на судебную защиту

В своих постановлениях и определениях КС РФ неоднократно отмечал, что право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты.

"Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что рассмотрение и разрешение дела судом должно всегда осуществляться в разумный срок, в силу чего только такое правосудие и можно считать отвечающим требованиям справедливости", - говорится в определении КС РФ.

В связи с этими постулатами, для создания внутригосударственных эффективных средств правовой защиты от нарушений права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок и был принят оспариваемый заявителем федеральный закон.

Расширение сферы действия

Он, а также глава 26 КАС РФ устанавливают, что лицо при нарушении его права на исполнение в разумный срок судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение.

Но, как указал КС РФ, Зайнетдинов фактически ставит вопрос о расширении сферы действия этого федерального закона на порядок исполнения постановлений ЕСПЧ. Однако разрешение этого вопроса является компетенцией законодателя и не относится к полномочиям КС РФ.

В материалах по делу Зайнетдинова отмечается, что заявителю неоднократно предлагались различные варианты квартир, от получения которых он отказывался, кроме того, ему разъяснялся порядок получения жилищной субсидии на приобретение жилья.