МОСКВА, 8 апр — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ признал законным решение об отказе освободить граждан, имеющих отрицательный тест на коронавирус, от обязанности носить медицинские маски в общественном транспорте и в местах массового пребывания людей, сообщили РАПСИ в пресс-службе суда. 

«Решение Верховного суда от 25 января 2021 года оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения», — сказала собеседница агентства. 

Заявитель Алексей Стукалов просил признать недействующим пункт 1 постановления Главного государственного санитарного врача от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом». 

Оспариваемая норма предписывает, что лица, находящиеся на территории РФ, должны обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах. 

По мнению истца, на него данные требования не должны распространяться, поскольку он не является больным каким-либо инфекционным заболеванием, а также у него есть отрицательный тест на COVID-19. 

Позиция ВС 

ВС считает, что положение правового акта об обязанности носить гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, соответствует законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. 

Он напоминает, что нормы закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязывает власти в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно и в полном объеме проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29). 

Доводы истца об отсутствии у него инфекционных заболеваний, в том числе COVID-19, в связи с чем ношение гигиенических или медицинских масок в качестве меры профилактики на него не может распространяться, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, указывает ВС. 

«Определяя права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает обязанность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статьи 10 и 11)», - отмечает высшая инстанция.