МОСКВА, 10 июн — РАПСИ. Суд приговорил бывшего председателя правления Тольяттихимбанка Александра Попова к 7,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима и штрафу в размере 500 миллионов рублей, говорится в сообщении Следственного комитета (СК) России.
«Собранные Следственным комитетом Российской Федерации доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении Александра Попова. Он признан виновным в покушении на дачу взятки в размере не менее 2 миллионов долларов США (ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст. 291 УК РФ)», - отметил СК РФ.
Следствием и судом установлено, что бенефициарный владелец и руководитель ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) Сергей Махлай, являясь фигурантом уголовного дела о хищении продукции ТоАЗа, был также по итогам выездной налоговой проверки привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как сообщил СК РФ, «чтобы избежать обязанности по уплате налогов, а также уйти от уголовной ответственности, он решил через посредника дать судье Верховного суда Российской Федерации взятку в размере не менее 2 миллионов долларов США за вынесение в пользу ОАО «Тольяттиазот» заведомо незаконного судебного акта, который отменил бы решение налогового органа». Вынесенный судебный акт он намеревался использовать при решении вопросов, связанных с его уголовным преследованием.
По информации ведомства, к совершению указанного преступления он привлек председателя правления «Тольяттихимбанка» Александра Попова. «Последний, действуя по указанию Махлая, в 2015 году разработал преступный план. При этом, используя свое должностное положение, минуя официальное оформление документации, он беспрепятственно открыл в своем банке ячейку, куда заложил часть взятки, предоставленной в фактическое распоряжение посредников. Довести до конца свой преступный умысел Попов не смог по независящим от него обстоятельствам», - пояснил СК РФ.
В рамках следствия в целях обеспечения исполнения приговора суда на имущество Попова, а именно на 293 принадлежащих ему земельных участка, судом наложен арест.
Сергей Махлай объявлен в федеральный и международный розыск. Вместе с тем ранее ему заочно вынесен приговор за совершение хищения продукции ОАО «Тольяттиазот», напомнило ведомство. Следственный комитет России «продолжает устанавливать обстоятельства других преступлений, в том числе совершенных Поповым и иными лицами».
Схема преступной деятельности
Попов был задержан в аэропорту «Внуково» 31 мая 2019 года и в тот же день арестован.
Эпизод с попыткой дачи взятки судьям ВС РФ был выявлен в ходе расследования уголовного дела по части 3 статьи 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем), он выделен в отдельное производство. Уголовное дело по статье 210 было возбуждено СК 16 мая 2019 года. В документах следствия говорится, что обвиняемые по делу Попов, Владимир и Сергей Махлаи, Андреас Циви и др. (всего более 10 человек), «действуя в форме структурированной организованной группы, в период с 2005 по 2013 годы совершили несколько тяжких экономических преступлений против государства, против собственности «Тольяттиазота» и других лиц».
По мнению следователей, возглавляемый Поповым «Тольяттихимбанк» (до 2011 года принадлежавший Владимиру Махлаю, а затем его сыну Сергею Махлаю) выступал нелегальным финансовым центром в составе преступной группы.
Следствие установило, что Попов, действуя в составе организованного преступного сообщества, возглавляемого Махлаями, обеспечивал незаконный вывод денег с ТоАЗа через «Тольяттихимбанк». В группировке он отвечал за легализацию преступно полученных средств и их распределение на офшорные счета участников ОПС. Часть средств Поповым обналичивалась и направлялась на коррупционные цели, что долгое время позволяло организованной группе решать вопросы с административным и уголовным преследованием деятельности ее участников в правоохранительных, надзорных органах и судах.
Следствие считает, что Попов играл ключевую роль в незаконных схемах по выводу прибыли ТоАЗа в офшоры (нанесенный ущерб оценивается в 85 миллиардов рублей), а также по продаже наиболее ликвидных активов предприятия вместе с земельными участками (ущерб заводу и его акционерам составил более 2 миллиардов рублей). По данным СК, Попов вовлекал в реализацию преступных схем множество компаний и физических лиц, в первую очередь зависимых от него в силу служебных отношений.
В частности, по данным следствия, Попов вместе с сообщниками в 2005-2010 годах руководил операцией по выводу активов «ТоАЗ» в ООО «Томет», которое контролировалось через принадлежащие Владимиру и Сергею Махлаям офшоры. По заниженной в 100 раз цене был выведен агрегат аммиака стоимостью не менее 10 миллиардов рублей, аналогичным образом в «Томет» передано все производство метанола.
За 2008-2013 годы в результате занижения экспортных цен на продукцию «ТоАЗ» сумма недоплаченных предприятием налогов составила не менее 2,5 миллиарда рублей, которые Попов, по данным следствия, переводил в офшоры Махлаев.
Кроме того, СК выявил, что в 2008 году организованная группа, в которую входил Попов, осуществила схему по уклонению от уплаты налогов. ООО «Родничок» и ООО «Контаз», аффилированные с Махлаями, в 2008 году продали по номинальной цене 1 рубль за акцию кипрскому офшору свои пакеты акций «ТоАЗа». «Родничок» за пакет, рыночная стоимость которого оценивается в 1,15 миллиарда рублей, выручил 1,7 миллиона, а «Контаз» вместо 576,8 миллиона рублей получил 861 тысячу рублей. Таким образом занижалась налогооблагаемая база. Экс-гендиректор последней из упомянутых фирм Ксения Балашова была арестована в апреле 2020 года. Ей предъявлены обвинения по тем же статьям, что и Попову. Балашова полностью признала свою вину.
В 2019 году суд приговорил Владимира и Сергея Махлаев, а также Андреаса Циви к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, их швейцарского партнера Беата Рупрехта и экс-гендиректора завода Евгения Королева — к восьми с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и денежному штрафу. Они были признаны виновными по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере).
Защиту Александра Попова в суде осуществляли несколько юридических фирм, среди которых наиболее известной является «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».