МОСКВА, 1 июл - РАПСИ. Верховный суд РФ совместно с кассационными судами общей юрисдикции провёл мониторинг практики применения положений закона «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях» (от 30 декабря 2020 года №513-ФЗ) и обратил внимание судов на четыре момента.

Во-первых, отправка в sms, мессенджерах или соцсетях сообщений, личных либо голосовых, в которых содержатся оскорбление, подлежат квалификации по части 1 статьи 5.61 КоАП РФ.

ВС приводит в пример разбирательство в отношении родителя, который в голосовом сообщении с использованием ненормативной лексики высказал недовольство организацией фотосессии воспитанников детского сада. В результате постановлением мирового судьи мать ребёнка привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 5.61 КоАП РФ и ей назначено административное наказание.

ВС также акцентирует внимание на том, что размещение оскорблений на страницах в социальных сетях, доступных для неопределенного круга лиц, либо в групповых чатах мессенджеров подлежит квалификации уже по части 2 статьи 5.61 КоАП РФ.

Так, другая мать понесла ответственность за то, что на сайте родильного дома разместила комментарий, в котором высказывалась о враче не просто оскорбительно, а с использованием выражений, «противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности и унижающих честь и достоинство потерпевшей».

В-третьих, суды могут признать малозначительными поступки, формально подпадающими под статью 5.61 КоАП. 

«В отношении (правонарушителя) было возбуждено дело, поскольку он в личной переписке с (потерпевшим) в социальной сети высказал в адрес последнего оскорбления.

При вынесении постановления о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения мировой судья исходил из того, что деяние лица, в отношении которого ведется производство по делу, формально содержит признаки указанного административного правонарушения, но с учетом фактических обстоятельств дела - совершения оскорбления в ходе взаимной ссоры, характера правонарушения, степени его общественной опасности, размера вреда и тяжести наступивших последствий, а также с учетом позиции потерпевшего - не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

ВС также уточняет, что унижение чести и достоинства нескольких лиц в результате одного оскорбительного действия подлежит квалификации по части 2 статьи 5.61 КоАП РФ как одно административное правонарушение. Он приводит в пример дело правонарушителя, который, пройдя мимо компании молодых людей, назвал всех их нецензурным словом и был привлечён к ответственности по одному административному делу.