Намерение опубликовать фотографии нацистских преступников на сайте «Бессмертного полка» (БП) является оконченным преступлением, даже при условии, что модераторы успели заблокировать заявку, указывает Верховный суд (ВС) РФ. 


Высшая инстанция поясняет, что заявка стала доступна неограниченному кругу лиц - волонтерам проекта, администраторам и модераторам сайта, а значит условие публичности было исполнено. 

«Предусмотренный частью 1 статьи 354.1 УК РФ состав преступления является формальным, и преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на реабилитацию нацизма, независимо от наступления каких-либо последствий», - отмечает ВС. 

Суть дела 

Высшая инстанция рассмотрела представление Генпрокуратуры по делу жителя Кемерово Дмитрия Бородаенко, получившего штраф в 120 тысяч рублей за отправку заявки на размещение фотографии Адольфа Гитлера на сайте «Бессмертного полка». 

Сторона обвинения полагает, что судом неправильно квалифицированы действия осужденного как покушение на реабилитацию нацизма, поскольку на самом деле они содержат состав оконченного преступления, предусмотренного частью 1 статьи 354.1 УК РФ. 

Согласно приговору, Бородаенко отправил фотографию Гитлера умышленно, с целью публичного одобрения преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран «оси» от 1 октября 1946 года.

Обвиняемый имел намерение, чтобы фотоизображение было продемонстрировано публично неограниченному кругу лиц в ходе проведения акции патриотического движения, установил суд первой инстанции.

При этом, по мнению суда, преступление не было доведено до конца в связи с тем, что заявка была заблокирована и не получила публичного распространения, то есть по не зависящим от Бородаенко обстоятельствам.

Позиция ВС

Предусмотренный частью 1 статьи 354.1 УК РФ состав преступления является формальным, и преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на реабилитацию нацизма, независимо от наступления каких-либо последствий, подчеркивает ВС. 

Публичное одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран «оси», может выражаться в совершении открытых выступлений, заявлений, размещении на открытых сайтах в сети «Интернет», средствах массовой информации, доступных другим лицам, поощряющих нацизм, оправдывающих преступления, установленные приговором Трибунала, напоминает он. 

Суд установил, что Бородаенко специально нашел файлы с изображением Гитлера, оформил заявку на публикацию его портрета и отправил ее в соцсеть, при этом он был в курсе, что фотоизображение фашистского лидера должно было демонстрироваться при проведении акции «Бессмертный полк онлайн», то есть публично.

«Таким образом, Бородаенко выполнил все необходимые и зависящие от него действия, составляющие объективную сторону данного состава.

Поданная Бородаенко заявка с фотоизображением фашистского лидера для размещения на сайте «Бессмертный полк онлайн» носила публичный характер, поскольку, попав на интернет-ресурс, стала доступна для обозрения неограниченного круга лиц - модераторов, волонтеров, администраторов сайта. Направляя заявку на указанный интернет-ресурс, осужденный не мог не осознавать, что она станет доступной для неопределенного и неограниченного круга лиц», - указывает ВС.

С учетом формального состава данного преступления, последующая блокировка модераторами сайта оформленной и поданной для трансляции онлайн-заявки на демонстрацию фотоизображения нацистского лидера не может влиять на квалификацию таких действий как оконченного состава преступления, поясняет высшая инстанция.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, считает ВС. В связи с чем Судебная коллегия определила уголовное дело передать на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе.

ВС не первый раз высказывает принципиальную позицию по делам о реабилитации нацизма, ранее он также не согласился со слишком мягким наказанием жителю Ульяновской области, который получил аналогичный штраф также за отправку заявки на публикацию фотографии Гитлера.