САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Действующее законодательство позволяет признавать юридических лиц виновными в нарушении установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил по неосторожности, но при этом правоприменители обязаны соблюдать сроки давности привлечения к административной ответственности, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Как рассказали в пресс-службе суда, дело о проверке конституционности части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ рассмотрено в связи с жалобой ООО "Востокфлот".

"Нормы признаны соответствующими Конституции РФ, но в истолковании, разъясненном в мотивировочной части решения КС РФ. Вынесенной постановление было основано на ранее выработанных правовых позициях суда", - пояснили в пресс-службе.

Против привлечения к ответственности

Как следует из материалов дела, с мая 2017 по август 2018 года "Востокфлот" во исполнение Постановления Правительства РФ от 16 июля 2016 года №678 трижды пыталось утвердить в Росморречфлоте измененные планы обеспечения транспортной безопасности находящихся на его балансе пяти судов. Но каждый раз обществу отказывали в утверждении измененных планов обеспечения транспортной безопасности - последний раз 31 августа 2018 года. А через месяц, 1 октября 2018 года, надзорным органом в сфере транспорта общество было привлечено к административной ответственности за нарушение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, совершенное по неосторожности. Размер штрафа составил 50 тысяч рублей. Моментом совершения правонарушения было определено 1 августа 2018 года, то есть день поступления документов на утверждение в Росморречфлот от ООО "Востокфлот" при третьем его обращении в госорган. Суды подтвердили законность наложения штрафа.

"По мнению заявителя, оспоренные нормы КоАП позволили надзорному органу и судам произвольно определять объективную сторону административного правонарушения, также, как пояснили юристы компании, они не содержат признаков неосторожной формы вины юридического лица и допускают привлечение к административной ответственности по истечении срока давности", - пояснили в пресс-службе КС РФ позицию заявителя.

Бланкетный характер

КС РФ в своем постановлении разъясняет, что положения большинства других норм Особенной части КоАП имеют бланкетный характер.

"Их корректное восприятие и надлежащее применение в общей системе правового регулирования невозможно в отрыве от правил, установленных регулятивными законодательными и подзаконными актами, так как именно нарушение содержащихся в них требований, касающихся комплекса вопросов обеспечения транспортной безопасности, и образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных данной статьей", - говорится в решении суда.

КС РФ отметил, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и разработка планов обеспечения транспортной безопасности юридическими лицами должны производиться своевременно с исполнением всех требований, установленных законодательными и подзаконными нормами. И, как указывает КС РФ, нарушение (неисполнение или ненадлежащее исполнение) хотя бы одного из таких требований свидетельствует о наличии в действиях юрлица признаков объективной стороны состава административного правонарушения. "Иная интерпретация института административной ответственности за нарушение порядка оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств порождала бы – вопреки конституционным принципам правового государства, верховенства закона, юридического равенства и неотвратимости ответственности – возможность безнаказанного неисполнения в установленный законом срок тех или иных правил (требований), образующих в своей совокупности указанные порядки", - написано в постановлении КС РФ.

Неосторожное юрлицо

КС РФ также отметил, что привлечение юрлица к административной ответственности за данное правонарушение, совершенное по неосторожности, возможно лишь при отсутствии умышленного характера действий его должностных лиц (работников), ответственных за проведение оценки уязвимости объектов транспортных средств и разработку планов, когда само юрлицо не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных порядков.

Также КС РФ пояснил, что срок давности привлечения к ответственности за данное административное правонарушение должен исчисляться в случае непредставления в установленные сроки на утверждение результатов проведенной оценки уязвимости или разработанных планов – со дня истечения таких сроков; а в случае отказа в утверждении указанных результатов или планов, состоявшегося по истечении установленных сроков их представления на утверждение, – со дня принятия решения о таком отказе. То есть в случае "Востокфлота" - с 31 августа 2018 года.

Правоприменительные решения по делу "Востокфлота", принятые на основании КоАП РФ, в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в новом постановлении КС РФ, подлежат пересмотру.