МОСКВА, 23 авг — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ подтвердил законность решения об удовлетворении заявления финансового управляющего, просившего признать недействительной цепочку сделок, в результате которых четырёхкомнатная квартира должника оказалась в собственности его бывшей супруги. 

Смена собственников 

В рамках дела о банкротстве гражданина Евгения Егорова его финансовый управляющий обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительной единой сделки, оформленной в виде двух договоров купли-продажи, и направленной на исключение квартиры из конкурсной массы должника.

Спорная четырёхкомнатная квартира, общей площадью 133,1 кв. м, была получена Егоровым в 2005 году на основании договора о долевом участии в строительстве. В сентябре 2015 года он продал недвижимость Ирине Скоробовой за 10,6 миллиона рублей. Спустя два месяца должник в судебном порядке расторг брак с супругой. При этом уже через год Скоробова продаёт квартиру бывшей жене Егорова за те же 10,6 миллиона рублей. 

Не единственное жилье 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с позицией финуправляющего о том, что сделки направлены на вывод из конкурсной массы актива должника, признал их недействительными и вернул спорную недвижимость в конкурсную массу. 

Отклоняя возражения о распространении исполнительского иммунитета на четырёхкомнатную квартиру, суд указал, что на момент продажи она не являлась единственной. Так, должник и члены его семьи обеспечены однокомнатной квартирой, находящейся в собственности экс-супруги должника и её матери, площадь которой (74,30 кв. м) соответствует учётной норме площади жилого помещения на одного человека в городе Санкт-Петербурге. 

Однако суд апелляционной инстанции и согласившийся с ним суд округа отменил определение первой инстанции и отклонил заявление финуправляющего. Суды пришли к выводу о том, что отчуждение должником единственного принадлежащего ему жилого помещения не может причинить вред кредиторам, поскольку на него распространяется исполнительский иммунитет. 

Как сообщили РАПСИ в пресс-службе ВС, в понедельник высшая инстанция отменила постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда Северо-Западного округа, оставив в силе определение суда первой инстанции.