САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 сен - РАПСИ, Михаил Телехов. Граждане без определенного места жительства, претендующие на право быть признанными нуждающимися в жилье, для доказательства необходимого условия для постановки в очередь на квартиру в виде проживания в Петербурге более 10 лет могут доказывать этот факт не только справкой о регистрации по месту жительства, которой у лиц БОМЖ быть не может, но и другими документами - договорами аренды помещений, медицинскими картами, свидетельскими показания, говорится в определении Конституционного суда (КС) РФ.
Своим решением КС РФ отказал Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову - в принятии их жалобы к рассмотрению.
Нужна регистрация
Заявители просили проверить конституционность статьи 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливающей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, а также абзаца 1 пункта 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", согласно которому на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, Администрации Василеостровского и Петроградского районов Петербурга отказали каждому из заявителей в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в городе в течение 10 лет. Это так называемый ценз оседлости, введенный в Петербурге для всех категорий граждан. Суды, где Демина, Никитина и Павлов пытались оспорить эти отказы, встали на сторону органов исполнительной власти. Принимая данные решения, суды исходили из того, что никому из заявителей не удалось надлежащим образом подтвердить факт десятилетнего проживания. В делах Деминой и Павлова – вследствие непредставления достаточных доказательств, в деле Никитиной – из-за отсутствия у нее регистрации по месту жительства в Петербурге, являющейся единственным допустимым доказательством.
Посчитав, что названные положения связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте Российской Федерации исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории.
Регистрация не порождает прав
Как отметил КС РФ, оспоренные нормы регионального закона прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.
"Следовательно, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны принимать свои решения, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.)", - говорится в определении КС РФ.
А исследуя природу регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, КС РФ заключил, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, и регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Таким образом, КС РФ отметил, что оспоренные нормы не предполагают, что факт проживания граждан в Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием у них регистрации по месту жительства.
А поскольку проверка законности и обоснованности судебных постановлений к компетенции КС РФ не относится, то Определением №1372-О заявителям было отказано в принятии их жалобы к рассмотрению.