МОСКВА, 20 сен — РАПСИ. Восьмой кассационный суд общей юрисдикции уменьшил наказание осужденному за кражу, применив правило о совокупном смягчении наказания при рассмотрении уголовного дела в особом порядке, следует из обзора судебной практики.

«При установлении обстоятельств, предусмотренных как частью 5 статьи 62 УК РФ (назначение наказания при особом порядке рассмотрения дела), так и частью 1 статьи той же статьи (назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств), применяется совокупность правил смягчения наказания: вначале применяются положения части 5 статьи 62 УК РФ, затем – части 1 статьи 62 УК РФ. В этом случае максимально возможное наказание при рассмотрении уголовного дела в особом порядке, не должно превышать две трети от двух третьих», — указали в кассационной инстанции. 

В октябре 2018 года суд первой инстанции приговорил обвиняемого в краже с причинением значительного ущерба к 2,5 годам лишения свободы, неправильно высчитав срок максимального наказания, указали в кассационном суде. Апелляция ошибочно согласилась с мнением суда первой инстанции, поскольку максимальны срок по пункту «в» части 2 статьи 158 УК РФ составляет до пяти лет лишения свободы. 

В принятых по делу решениях не было установлено отягчающих вину осужденного обстоятельств, а поэтому наказание не могло превышать 2 года и 2 месяца лишения свободы — именно такое наказание назначил кассационный суд.

Группа лиц 

Согласно обзору судебной практики, кассация обратила внимание на неправильное применение статьи 35 УК РФ (совершение преступления группой лиц по предварительному сговору) одним из городских судов Томской области. Фигурант дела о покушении на незаконное приобретение наркотического средства в крупном размере получил 4 года лишения свободы, и его пособник также получил 4 года колонии.

«Второй фигурант дела оказывал содействие С., отбывающему наказание в местах лишения свободы, путем перемещения приобретенного С. на собственные средства наркотического средства к территории исправительной колонии», — отметили в кассационном суде. 

Кассация снизила назначенное наказание, убрав из приговора указание о «совершении преступления в составе группы лиц по предварительному сговору», поскольку исполнителем преступления был признан только один из осужденных. 

Неправильная подсудность

Также кассационная инстанция отменила приговор в отношении фигуранта дела об оскорблении представителя власти, поскольку он был вынесен районным, а не мировым судом. Согласно решению суда первой инстанции, осужденный получил 10 тысяч рублей штрафа.

«Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом… Вместе с тем рассмотрение районным судом данного дела противоречит нормам уголовно-процессуального закона, поскольку часть 1 статьи 31 УПК РФ (подсудность) не содержит указания на статью 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) в числе отдельных преступлений, дела о которых не относятся к подсудности мирового судьи, а санкция указанной статьи предусматривает максимальное наказание в виде одного года исправительных работ», — отмечается в обзоре практики.