МОСКВА, 25 ноя — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ разъяснит, можно ли судить об осуществлении предприятием хозяйственных операций только лишь по одним письменным документам. 

Высшая инстанция 8 декабря рассмотрит жалобу ООО «Спецхимпром», которое оспаривает решение ИФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в получении необоснованной налоговой выгоды. 

Суть дела 

В отношении заявителя была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой был составлен акт о доначислении более 83 миллионов рублей налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, а также 28,5 миллиона рублей пени и почти 18 миллионов рублей штрафных санкций. Кроме того, был уменьшен убыток по налогу на прибыль организаций за 2015 - 2016 на сумму около 52 миллионов рублей.  

Основанием для доначисления налогов послужил вывод налогового органа о направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем привлечения контрагентов ООО «Полифлок» и ООО «ХимТрейдинг» для осуществления хозяйственной деятельности, связанной с приобретением товара напрямую от производителя - АО «НПП «Алтайспецпродукт». 

Суды трех инстанций пришли к выводу о законности решения инспекции. Они указали, что что представленные истцом документы содержат недостоверные сведения и не подтверждают реальности хозяйственных операций с контрагентами, которые не имели возможности поставить товар, в том числе в связи с наличием признаков номинальных организаций, отсутствием необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической и предпринимательской деятельности. 

Доводы заявителя 

Выражая несогласие с выводами судов, ООО «Спецхимпром» в кассационной жалобе ссылается на неправильное применение, как налоговым органом, так и судами положений статьи 54.1 Налогового кодекса, выразившееся в отказе в применении «налоговой реконструкции», то есть в определении действительного размера экономически обоснованных расходов общества и их учета в целях налогообложения.

Как указывает заявитель, НК РФ устанавливает запрет на получение необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком по недостоверным (формальным) документам, что не освобождает налоговые органы от обязанности проверить, осуществлялись ли в действительности какие-либо хозяйственные операции под прикрытием формального документооборота, выявить их действительный экономический смысл и определить действительный размер соответствующих налоговых обязательств. 

Конституционный суд Российской Федерации также придерживается подхода, согласно которому положения налогового законодательства не допускают доначисления сумм в размере большем, чем установлено законом; налоговые органы в ходе мероприятий налогового контроля определяют объем налоговой обязанности исходя из фактических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика, отмечает заявитель. 

«Спецхимпром» напоминает, что при проведении проверки налоговым органом установлено, что фактически товар приобретался налогоплательщиком непосредственно у производителя - АО «НПП «Алтайспецпродукт», минуя спорных контрагентов. 

При этом финансово-хозяйственные документы АО «НПП «Алтайспецпродукт», на основании которых возможно произвести расчет расходов и налоговых вычетов по НДС, имеются в материалах налоговой проверки. Соответственно, рассчитанные инспекцией в решении пени и штрафы должны быть скорректированы с учетом уменьшения доначисленных к уплате сумм НДС и налога на прибыль, считает заявитель. 

ВС посчитал, что изложенные доводы заслуживают внимания, в связи с чем передал жалобу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.