МОСКВА, 7 дек - РАПСИ. С 2019 года Верховный суд (ВС) РФ сохранил границы и защитил от ненадлежащей застройки девять особо охраняемых природных территорий, сообщил член коллегии по административным делам Верховного суда Олег Нефедов. 

«По 9 делам, в том числе по коллективным административным искам, оспаривались положения о национальных парках «Тункинский», «Плещеево озеро», «Марий Чодра», «Зигальга», Дальневосточном морском биосферном государственном природном заповеднике, Байкальской природной территории, Сочинском курортном регионе, территории объекта культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита». Принятыми по делам судебными актами фактически были сохранены границы и площади указанных объектов, их территории защищены от ненадлежащей застройки и осуществления иной деятельности, которая могла бы нанести ущерб названным природным комплексам, объектам животного и растительного мира», — сказал Нефедов ходе научно-практического семинара о практике рассмотрения судами дел в сфере защиты экологии. 

По его словам, при рассмотрении указанных дел ВС исходил из того, что согласно положениям Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельного кодекса РФ земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению.

Кроме того, на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам таких объектов, отметил спикер. 

«В целях сохранения Байкальской природной территории Судебная коллегия по административным делам внесла определенность в вопросе о том, на кого подлежит возложению обязанность выполнения мероприятий по защите реки Селенга, являющуюся притоком озера Байкал, от загрязнения нефтепродуктами. Бездействие регионального министерства природных ресурсов было признано незаконным, поскольку материалы дела свидетельствовали о непринятии указанным министерством необходимых и исчерпывающих мер по организации защиты поверхностных и подземных вод», — уточнил Нефедов. 

Всего, начиная с 2019 года, ВС в качестве суда первой инстанции рассмотрено 60 дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации в сфере природоохранных правоотношений.