САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 дек - РАПСИ, Михаил Телехов. Дети, родившиеся после смерти отцов-военнослужащих, должны иметь право на жилищное обеспечение, а соответственно, они должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и получить полагающуюся им жилищную субсидию. Такое решение принял Конституционный суд (КС) РФ рассмотрев запрос 1 Восточного окружного военного суда (ВОВС). Новое постановление КС РФ опубликовано на его официальном сайте.
В своем запросе 1-й ВОВС просил проверить конституционность пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который предусматривает, что размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти). Норма признана не соответствующей Конституции РФ, законодателям предписано внести в эту норму изменения.
Сняли с учета
В производстве 1-го ВОВС находится спор жилищно-социального комплекса Министерства обороны РФ и вдовы военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением своих обязанностей, Гуландомы Курбоновой. Как следует из материалов дела, ее дочь родилась в сентябре 2020 года, спустя пять месяцев после смерти отца. Вдове и другим членам семьи – без учета новорожденной девочки – выплатили жилищную субсидию и сняли с учета нуждающихся в жилье. Хабаровский гарнизонный военный суд обязал восстановить семью умершего военнослужащего, включая не учтенного ребенка. Рассматривая апелляционную жалобу, 1-й ВОВС пришел к выводу о нарушении подлежащим применению законоположением жилищных прав детей, родившихся после смерти военнослужащих, и обратился в КС РФ.
Социальная защита гарантируется
Как поясняет КС РФ, трудности, связанные с прохождением военной службы, в полной мере разделяют вместе с военнослужащим и члены его семьи, поэтому им гарантируется социальная защита. Действующее законодательство защищает интересы детей, родившихся и после смерти родителя. КС РФ напоминает, что независимо от момента рождения детям в случае смерти отца назначается пенсия по случаю потери кормильца: родившийся после смерти отца имеет право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, ему назначается ежемесячное пособие, как ребенку военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы или умершего вследствие военной травмы после увольнения с военной службы по контракту.
"Следовательно, в российском законодательстве сформировался общий подход, в силу которого детям, родившимся после смерти отца, гарантируется защита их имущественных интересов и социальная защита наравне с детьми, рожденными на момент гибели (смерти) отца", - поясняет КС РФ, отмечая, что оспариваемая норма, устанавливая в качестве даты, на которую определяется состав семьи военнослужащего для целей жилищного обеспечения, день его смерти, фактически служит основанием для дифференциации правового положения таких семей исключительно по формальному признаку – времени рождения детей (до или после смерти отца).
Дискриминация по формальному признаку
"Это приводит к нарушению прав всех граждан, входящих в состав семьи, поскольку снижает общий объем гарантий в сфере жилищного обеспечения, предоставляемых семье с учетом числа ее членов. Иными словами, не только несовершеннолетние дети ставятся в разное положение в зависимости от того, были они рождены до смерти отца или после, но и сама семья военнослужащего в случае наличия в ней ребенка, рожденного после его смерти, оказывается в худшем положении по сравнению с семьями, в которых все дети рождены до смерти отца, проходившего военную службу", - говорится в постановлении КС РФ.
Поэтому норма в оспариваемом аспекте признана не соответствующей Конституции РФ.
В правовое регулирование должны быть внесены изменения, гарантирующие детям, родившимся после смерти отцов-военнослужащих, право на жилищное обеспечение. До решения федеральным законодателем данного вопроса правоприменителям следует включать таких детей в состав членов семьи военнослужащего, имеющих право на жилье.