МОСКВА, 27 янв — РАПСИ. Верховный суд РФ признал законным приговор Никите Тихонову и Евгении Хасис, осужденным более 10 лет назад по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, сообщил РАПСИ адвокат Дмитрий Аграновский.

Суд за истечением сроков давности отменил наказание по двум эпизодам 222 статьи УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия) в отношении Тихонова и Хасис. В отношении исполнителя резонансного преступления суд также отменил наказание по 327 статье УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

Не смотря на это, ВС оставил назначенное наказание без изменения: Тихонов продолжит отбывать пожизненное заключение, а Хасис − 18 лет колонии общего режима. На данный момент она находится под стражей больше 12 лет.

В начале декабря прошлого года президиум ВС на основании решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) возобновил производство по делу, отправив его на пересмотр в кассационную инстанцию. Таким образом, больше месяца приговор считался не вступившим в законную силу, поскольку до судебной реформы 2013 года кассация была аналогом современной апелляции. Из-за этого срок заключения Хасис с начала декабря по сегодняшний день рассчитывался по формуле «день за полтора».

Интервью и давление

В кассационных жалобах осужденные, выражавшие единую позицию, указывали на допущенные судом первой инстанции ошибки при ведении процесса и отбора присяжных заседателей. По мнению Тихонова и Хасис, присяжные заседатели не отбирались независимо и беспристрастно, а некоторые из них скрыли факт работы в органах МВД и злословили на них на совместных обсуждениях. Также осужденные настаивали, что ряд присяжных собирали информацию из СМИ, что противоречит закону и является поводом для отмены приговора.

В резонансных интервью присяжные утверждали, что на них оказывали давление по делу, а их коллеги собирали в интернете информацию и представляли ее на обсуждение. Также ряд документов следствия оказывались в публикациях новостных изданий еще до оглашения их в зале суда, а поддержавшие обвиняемых присяжные жаловались, что их пытаются «вразумить» для вынесения обвинительного вердикта.

Приговоренная к 18 годам заключения Хасис просила суд отправить дело в суд первой инстанции и настаивала, что следствие неправильно квалифицировало ее деяние без учета 33 статьи УК РФ (виды соучастия в преступлении). Осужденный к пожизненному заключению Тихонов просил суд или отправить дело на новое рассмотрение, или заменить ему наказание на конкретный срок.

Опрос спустя 10 лет

Чтобы опровергнуть выводы Европейского суда о резонансном процессе, прокуроры настояли на опросе присяжных заседателей, вынесших обвинительный вердикт по делу больше 10 лет назад. Услышать получилось всего 5 человек, поскольку часть из коллегии не смогла явиться в силу проблем со здоровьем, а часть — проигнорировала судебные повестки. Также некоторые присяжные уже умерли.

Опрос состоялся не смотря на возражения защиты, которая настаивала, что этот факт не отменяет вступившего в силу решения ЕСПЧ. Присяжные спустя 10 лет после знакового процесса отрицали влияние СМИ, председательствующего и других присяжных на свое решение, говоря о законности процесса и состоявшейся справедливости.

«Мы в этой комнате пили чай и говорили о домашних делах, процесс мы в ней не обсуждали… Подсаживалась и на кого-то оказывала воздействие? Все уходили в курилку сразу после заседаний — не было такого», — говорила экс-присяжная Валентина Николаева, которую во время процесса защита пыталась отвести.

Позиция Европейского суда

Ранее ЕСПЧ признал нарушение по жалобам Тихонова и Хасис. Суд в Страсбурге пришел к заключению, что в отношении заявителей был нарушен пункт 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека (справедливое судебное разбирательство) в связи с тем, что в ходе разбирательства в национальном суде не было предоставлено достаточно гарантий беспристрастности некоторых членов жюри, вынесших обвинительный приговор.

В то же время ЕСПЧ признал необоснованными утверждения Тихонова и Хасис, что имело место нарушение принципа презумпции невиновности, закрепленного в пункте 2 статьи 6 Конвенции. По мнению суда в Страсбурге, представленные Тихоновым и Хасис свидетельства не могут служить обоснованием заявленных ими претензий в этой части жалоб.

Маркелов и Бабурова были застрелены в центре Москвы в январе 2009 года. Согласно вердикту присяжных Мосгорсуда, Тихонов и его сожительница Хасис совершили преступление в связи с активным участием Маркелова в антифашистском движении и осуществлением им профессиональной деятельности по защите «антифа».

В 2011 году Мосгорсуд на основе обвинительного вердикта присяжных приговорил Тихонова к пожизненному лишению свободы, Хасис было назначено наказание в виде 18 лет заключения.

Суд в Страсбурге коммуницировал поданные заявителями жалобы в январе 2018 года. В июне того же года стало известно, что российские власти настаивают на признании жалоб неприемлемыми.