МОСКВА, 19 апр  РАПСИ. Замоскворецкий суд Москвы вынес необычное решение о включении в число наследников известного ресторатора-миллиардера Зураба Лысова подростка, присудив ему более полумиллиарда рублей, следует из решения, копия которого имеется в распоряжении РАПСИ.

Уникальность решения связана с тем, что несовершеннолетний не является родственником наследодателя, завещание в его пользу отсутствует и новый наследник проживал в одном доме с Лысовым всего полгода. Однако суд поддержал позицию истицы − матери подростка Екатерины Беловой, которая с известным ресторатором в официальном браке не состояла.

Долю в наследстве теперь должны заплатить родные дети Лысова-старшего. 

Иждивение и наследство 

«Согласно нормам закона иждивенец может стать наследником, но судебная практика в этой части свидетельствует о том, что в таком случае он должен проживать с наследодателем не менее года до смерти последнего и находиться на его полном содержании. В нашем случае у мальчика есть обеспеченная мать и живой отец. По закону дети до 18 лет являются иждивенцами своих собственных родителей, и нет необходимости это каким-то образом доказывать. Но только не в этом деле», − отмечает адвокат ответчиков, родных детей бизнесмена Дианы и Зураба Алексей Горбачев. 

Защита также обращает внимание на то, что 16-летний сын сожительницы долгое время проживал вместе с матерью, а потом с няней в Санкт-Петербурге, в то время как наследодатель жил в собственном доме в Барвихе, а переехал он в дом ресторатора, у которого была обнаружена онкология, всего за полгода до его смерти.

Тем не менее истица потребовала признать своего сына иждивенцем бизнесмена, восстановить пропущенный срок на вступление в наследство и выплатить ему 1/6 от стоимости дома в Барвихе в размере 536 миллионов рублей. Сама недвижимость площадью 1,7 тыс. квадратных метров оценивается в 3,5 миллиарда рублей.

«Белова также проживала с наследодателем менее полугода, является трудоспособной матерью, по закону она обязана самостоятельно содержать своего ребенка. Кроме того, она имеет несколько источников дохода, внушительный список недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге, это 5 квартир и два коммерческих объекта, один из которых стоит 5 миллионов долларов», − указывает Горбачев. 

Он отметил, что, принимая наследство в своих интересах в феврале и июле 2021 года, Белова в заявлении нотариусу сообщила, что наследников, имеющих право на обязательную долю, не имеется и что содержание статей 1148 и 1149 ГК ей разъяснено и понятно. Тогда она получила права на денежные счета и часть имущества скончавшегося бизнесмена. 

«Таким образом, и нормы закона, и обстоятельства дела − а в процессе были изучены и показания обслуживающего персонала, и записи видеокамер из дома, и документы, в том числе о месте регистрации «наследника» − не допускали какого-то нового деления наследства, но суд иск, который был принят судом только с третьего раза, удовлетворил полностью, что, конечно, какой-то сюрреализм», − отмечает защита.

Доходы подростка и расходы миллиардера

Суд восстановил сроки вступления в наследство и обязал родных сына и дочь ресторатора выплатить долю сыну его сожительницы, родственных связей с которым нет никаких. Причем в мотивировочной части решения судья указала, что постоянная регистрация подростка в Санкт-Петербурге, а наследодателя − в Московской области «не свидетельствует о том, что они не проживали совместно». 

Судья также посчитала, что между ресторатором, его сожительницей и ее сыном «были теплые отношения», а значит, он может претендовать на наследство. 

В решении, между прочим, указывается, что суд учитывает отсутствие собственного дохода у подростка, а значит, какую бы помощь ресторатор ему не оказывал, она для несовершеннолетнего являлась не только существенной, но и «основным источником средств к его существованию».

В качестве доказательств помощи со стороны бизнесмена были изучены рецепты на выписку ребенку очков, а также чеки о покупке продуктов, одежды, спортивного инвентаря и письменных принадлежностей.

Факт того, что эти чеки находились у подростка, суд счел «не вызывающим сомнения» аргументом в пользу того, что это ресторатор приобрел данные товары и тем самым оказал несовершеннолетнему помощь. Ответчики пытались убедить суд, что аналогичные расходы на ребенка несла и его мать, но «товары, приобретенные по банковской карте Беловой, не учитываются судом», - говорится в решении.

Между тем в судебном акте приводятся показания персонала, что они делали покупки канцелярских товаров и учебников для подростка по указанию его матери, но и этот факт суд счел доказательством в пользу нахождения мальчика на иждивении ресторатора. Любопытно, что львиную долю «расходов на ребенка», засчитанную судом, составляют коммунальные и другие платежи по содержанию дома и участка в Барвихе.

При этом суд посчитал убедительным аргумент, что мать не оплачивала жизнеобеспечение ребенка, поскольку сама тратила внушительные суммы на налоги на свое дорогостоящее имущество. Кроме того, суд посчитал убедительным довод о том, что мать на собственные доходы должна содержать еще и себя. 

Адвокат обращает внимание и на тот факт, что ни одного подлинного документа или даже копии, подписанных двумя сторонами или только Лысовым-старшим, который бы подтвердил расходы отца ответчика на содержание сына сожительницы, в деле не имеется.

«Мы убеждены, что удивительное решение суда по нашему делу откроет ящик Пандоры: в любое наследство богатого человека будут вступать не имеющие абсолютно никакого к нему отношения лица, при этом еще и с пропуском всех законных сроков», - отмечает Горбачев.

Подключение правоохранителей 

Адвокат считает, что вся ситуация является «рейдерским захватом, причем с применением самых жестких мер». 

Защита напомнила, что Белова подала против Лысова-младшего уже три заявления в правоохранительные органы о возбуждении уголовных дел. Причем по одному из них прокурор требовал для сына скончавшегося ресторатора 5 лет реального лишения свободы за кражу 4,2 миллиона рублей. Однако суд с позицией обвинения не согласился, уголовное дело переквалифицировал на более мягкую статью и назначил сыну известного ресторатора наказание в виде штрафа в 70 тысяч рублей за самоуправство, так как он потратил деньги со счетов отца на его похороны. Мособлсуд 30 марта счел приговор законным, отклонив апелляционное представление прокуратуры и жалобу представителя потерпевшей.

Кроме того, сожительница ресторатора подала на его родного сына заявления о возбуждении новых уголовных дел: за разговор на повышенных тонах и из-за публикации в газете, где не упоминается ни она сама, ни сын бизнесмена. 

Представители Беловой и она сама ранее заявили журналистам, что не будут комментировать гражданское дело.

Защита же Лысова-младшего намерена привлечь внимание Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры к сложившейся ситуации и подать в ведомства соответствующие заявления.