МОСКВА, 12 июл — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ отправил на новое рассмотрение дело о привлечении компании «Яндекс.Такси» к ответственности за неисполнение обязанности по доведению до потребителя информации о наличии у водителей разрешений на осуществление перевозок, передаёт корреспондент РАПСИ из зала суда.

Обязанность агрегатора 

Постановлением Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю ООО «Яндекс.Такси» привлечено к административной ответственности по статье 14.7 КоАП РФ (обман потребителей) и оштрафовано на сумму 500 тысяч рублей. Административный орган посчитал, что общество, являясь владельцем агрегатора «Яндекс Go», обязано проверять у водителей наличие разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и доводить до потребителей указанные сведения, а не просто предоставлять информацию о такой услуге. 

По мнению Роспотребнадзора, уклоняясь от исполнение названной обязанности, агрегатор вводит пассажиров в заблуждение относительно потребительских свойств и качества оказываемой услуги. 

Однако суды трех инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения и признали незаконным постановление административного органа.  

Суды указали, что сервис «Яндекс Go» предназначен для размещения пользователем информации о его потенциальном спросе на услуги перевозки пассажиров и багажа, предоставляемые партнерами сервиса, непосредственно сами услуги по перевозке сервис не оказывает. Суды посчитали, что именно перевозчик, регистрируясь на платформе «Яндекс Go», должен гарантировать наличие соответствующих разрешений.  

Доводы Роспотребнадзора 

Потребитель является экономически слабой стороной, и, заключая договор через агрегатор и оплачивая ему денежные средства, предполагает, что ему будет оказана услуга по перевозке с соблюдением обязательных требований, предъявляемым законодательством РФ, при наличии всех разрешительных документов и услуга будет безопасной, отмечает ведомство. 

Административный орган подчеркивает, что, привлекая для оказания услуг по перевозке партнеров (службы такси), осуществляя их доступ к сервису, допуск их водителей к принятию заказов в отсутствие разрешительных документов, агрегатор вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и качества оказываемой услуги. 

«Информируя население о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, общество создает у потребителя впечатление о том, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси будет оказана лицом, имеющим разрешение на осуществление такой деятельности, в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской Федерации к оказанию таких услуг», — указывает Управление Роспотребнадзора. 

Действие разрешения

В судебном заседании представитель «Яндекс.Такси» обратил внимание на тот факт, что разрешение, выданное в одном регионе, действует только в пределах его территории, что значительно затрудняет процесс контроля за разрешениями.

«Разрешение на перевозку выдается отдельным субъектом РФ, оно дает право перевозчику осуществлять свою деятельность только на территории этого субъекта... так, получив разрешение в Краснодарском крае, можно осуществлять поездки внутри Краснодарского края. При этом законодатель устанавливает исключение из этого правила: также перевозчик может брать заказы из региона выдачи в соседний регион, он может совершить поездку туда, но не может совершить ее обратно... таким образом, если у общество имеется разрешение в одном регионе, не факт, что оно может осуществлять деятельность в другом регионе», — отметил представитель агрегатора.

По его словам, решением данной проблемы могло бы стать предоставление всеми регионами онлайн доступа к своим реестрам.

«В этой ситуации программа «Яндекс.Такси» могла бы быть интегрирована со всеми этими реестрами и в онлайн-режиме отбраковывать те заявки, которые не могут быть исполнены конкретными водителями», — пояснил представитель сервиса.