МОСКВА, 14 ноя — РАПСИ. Верховный суд РФ признал за коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока право получать квоты на рыболовство, даже если представители этих этносов живут за пределами традиционных территорий, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Во вторник апелляционная коллегия признала законным решение первой инстанции ВС, которая в сентябре отменила действие нормы, запрещающей предоставлять квоты на рыболовство представителям не проживающих на «традиционных» территориях малых народов. 

Юрист Виктор Замиралов принадлежит к одному из малочисленных коренных российских этносов, но живёт в дали от традиционной для его общности территории — в Магадане. Этот факт и смутил Росрыболовство, которое отказало ему в заявлении о выдаче разрешения на пользование водными ресурсами.

Заявитель посчитал, что требование абзаца 7 пункта 2 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование.

Повод для отмены 

Первая инстанция заключила, что право заниматься традиционной хозяйственной деятельностью, включая рыболовство, не может зависеть от постоянного места проживания заявителя. На практике при выдаче квот государственные органы руководствовались Перечнем мест, утверждённом распоряжением №631-р правительства РФ. 

«Иное означало бы, что при решении вопроса о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование коренным малочисленным народам, объединениям этих народов и лицам, относящимся к этим народам, имеет место формальный подход, в результате которого осуществление указанными лицами традиционной хозяйственной деятельности ограничивается исключительно территорией муниципального образования, в котором такие лица зарегистрированы, что, в свою очередь, означает игнорирование установленных законом гарантий для указанной категории лиц и создание необоснованных препятствий в ведении традиционной хозяйственной деятельности при наличии объективно подтверждённой связи с данными территориями, традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью», — подчеркнул ВС в своем решении.

Верховный суд установил, что если представитель малого народа сохраняет «объективно подтверждённую связь с родными местами, ведёт традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельностью, соответствующую коренному малочисленному народу», лишить его права на рыбную ловлю в «традиционных» местах нельзя. 

Аналогичная позиция приводится в постановлении Конституционного суда РФ от 5 июля 2021 года №32-П в связи с жалобой гражданина А.Ф. Данилова. Им предусматривается, что проживание вне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа само по себе не может свидетельствовать о прекращении этого статуса или об утрате этнической и культурной связи со своим народом и территориями, следует из решения ВС РФ. 

Общность и культура

Представитель Минсельхоза в ходе апелляционного рассмотрения просил суд учесть, что принятое решение ставит серьёзный вопрос, кого теперь считать имеющим право на льготы представителем коренных народностей. 

«Нормативные акты исходят из того, что поддержка малочисленных народов осуществляется именно по привязке к месту проживания и осуществлению представителями традиционной деятельности. А вот такие лица, как заявитель? Да, фактически, проживающие не по месту (традиционной территории − прим. ред.), а фактически проживает в крупном городе Магадане. Является юристом и, в принципе, никакого отношения, кроме национального, к коренным малочисленным народам и их деятельности не имеет. Он просто хочет получить безвозмездную квоту, и нам непонятно, каким именно образом он собирается её использовать», — отметил представитель Минсельхоза Богдан Олесько. 

При этом он указывает, что позиция Конституционного суда РФ относительно «коренных народностей» пока не нашла отражения в других нормативно-правовых актах. Его коллега из Росрыболовства, которая также обжаловала решение суда первой инстанции, настаивала, что после отмены спорного пункта Регламента критерии о выдаче рыболовных квот перестали быть ясными. 

«Где-то должна быть устойчивая связь между малочисленным коренным народом и льготами. Но при этом заявитель проживает в городе, который не входит в перечень, и пользуется этими льготами... А сейчас, наши рыбные ресурсы … Они являются стратегически важными ресурсами для страны и просто так вот их передавать...» — настаивала представитель федерального агентства Арус Григорян. 

Верховный суд РФ порекомендовал представителями ведомств разработать новые правила, по которым будут определять представителей коренных народностей, имеющих право на льготную рыбную ловлю. Суд оставил решение первой инстанции без изменения, а жалобы — без удовлетворения.