МОСКВА, 1 дек - РАПСИ. Мнение потерпевшего о назначении строгого наказания не может учитываться судом при вынесении приговора, разъясняет Верховный суд РФ в третьем Обзоре судебной практики за 2023 год.

Он ссылается на рассмотренное в Новосибирской области уголовное дело об убийстве, причинении телесных повреждений и угоне автомобиля, по которому фигурант получил наказание в виде 10 лет лишения свободы.

Согласно приговору при определении вида и размера наказания суд учел не только характер и степень общественной опасности преступлений, данные о личности виновного, который ранее не судим, о состоянии его здоровья, признание фигурантом в ходе предварительного и судебного следствия вины, но и позицию потерпевшего о назначении строгого наказания за совершение убийства. 

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признал явку с повинной и молодой возраст осужденного. В качестве обстоятельства, отягчающего наказание, суд учел совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

«В силу статьи 6 УК РФ наказание должно быть справедливым, соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, при этом в соответствии с положениями статьи 60 УК РФ при назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. Мнение потерпевшего о назначении строгого наказания не может учитываться судом при вынесении приговора», − отмечает ВС.

Однако в данном деле суд в приговоре указал на учет мнения потерпевшего о необходимости назначения подсудимому строгого наказания. «То есть фактически признал мнение потерпевшего обстоятельством, отягчающим наказание, что противоречит положениям статьи 63 УК РФ, содержащей исчерпывающий перечень отягчающих наказание обстоятельств, который расширительному толкованию не подлежит», − поясняет высшая инстанция.

В связи с чем Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ исключила из приговора указание о назначении наказания с учетом мнения потерпевшего и смягчила назначенное до 9 лет 6 месяцев лишения свободы (Определение №67-УД22-12).