МОСКВА, 24 дек — РАПСИ. Вдова военного вправе получать льготы по потере кормильца вне зависимости от наличия основной пенсии, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ в обзоре судебной практики.

ВС рассмотрел жалобу пенсионерки, которая более 40 лет состояла в браке с мужем-ветераном военной службы. Он получал льготную пенсию. Последние годы заявительница находилась на иждивении супруга, а его доход был для нее основным источником средств к существованию.

Вдова просила учесть, что она получала небольшую сумму пенсии в размере 11 тысяч рублей и средств было недостаточно. В связи с этим она обратилась с иском к военному комиссариату с требованием о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца и установлении факта нахождения на иждивении.

Суд первой инстанции установил, что супруги действительно прожили в браке несколько десятилетий, вели общее хозяйство и имели единый бюджет. Кроме того, при сравнении дохода отчетливо выражалось — доход мужа более чем в три раза превышал пенсию жены. Иск был удовлетворен в полном объеме. 

Однако суд апелляционной инстанции не согласился с решением и отменил его, объяснив это наличием у заявительницы собственной пенсии, достаточной для обеспечения необходимых жизненных потребностей. Кроме того, у нее есть трудоспособный сын, который в силу положений статьи 87 Семейного кодекса РФ обязан содержать свою нетрудоспособную мать и заботиться о ней.

Суд высшей инстанции защитил вдову военного и отменил решение апелляции, посчитав позицию районного суда законной и обоснованной. Он напомнил, что право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении кормильца в случае оказания материальной помощи с его стороны. 

«В соответствии со статьей 31 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. Nº 4468-I члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца», — подчеркнул Верховный суд в обзоре.

Также ВС пояснил, что доходы каждого из супругов, включая пенсии, являются их совместным имуществом. Супруги проживали вместе одной семьей и имели общие доходы, так и расходы. Сравнивая размеры пенсий, нельзя было рассматривать их как строго персональные источники, не учитывая режим общей собственности.

«Понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии)», — добавил суд высшей инстанции.

Что касается довода о наличии у истицы трудоспособного сына, ВС указал, что это обстоятельство нельзя признать правомерным, поскольку заявлены требования об установлении факта нахождения на иждивении умершего супруга, а не о взыскании алиментов. 

(Nº 9-КГ20-13)

Подписаться на канал Верховного суда РФ в MAX >>>   

Подписаться на канал РАПСИ в MAX >>>