МОСКВА, 9 фев — РАПСИ, Николай Меркулов. Развитие технологии видеоконференцсвязи позволит участвовать в судебных заседаниях, подключаясь через сеть Интернет из любого места, рассказал о развитии технологий судья Верховного суда (ВС) РФ Евгений Земсков.

"В судах повсеместно используется видеоконференцсвязь, ВС рассматривает дела без доставки подсудимых, и нам не важен регион их содержания, не важно их количество. Скоро в процессе можно будет участвовать прямо из дома", — сказал в пятницу Земсков на конференции "Новые технологии и правоприменение", проводимой Федеральной палатой адвокатов (ФПА) РФ, Федеральной нотариальной палатой (ФНП) РФ и Общественной палатой РФ.

На мероприятии судья отметил инновационность некоторых технологий, технических нововведений и внедрение legal tech в судейском секторе.

Судебные новшества

Спикер рассказал о главных целях и задачах применения современных технологий в судебной системе. "Правоприменение должно предусматривать развитие информационных технологий и правовой информации. Мы должны дать гражданам и юридическим лицам доступ к судебной практике и правосудию, но не стоит забывать, что технология является объектом правового регулирования", — рассказал Земсков.

Судья отметил выпущенное в декабре 2017 года постановление пленума ВС от № 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", которое, по мнению спикера, является значительным шагом навстречу доступности судебной системы всем категориям.

Земсков отметил, что возросла доступность правосудия через сеть Интернет. "Мы пришли к тому, что каждый суд имеет собственный сайт. Любой, обратившийся в ВС, может направить обращение через личный кабинет и получить итоговый акт таким же способом", — добавил Земсков.

Банальный разговор

Президент ФПА Юрий Пилипенко задал слушателям несколько саркастических вопросов, из которых следовало, что мероприятия подобной тематики проходят повсеместно. "Хочу отметить банальность темы конференции и попросить вас подумать над таким вопросом: цифровая экономика способствует появлению "лишних людей". Рим пал именно из-за них, поскольку бездельники не смогли себя защитить от варваров", — пошутил Пилипенко.

Мнение президента ФПА о слишком большой шумихе вокруг legal tech поддержал вице-президент ФНП Станислав Смирнов. По его мнению, потенциал технологии "умных контрактов" (smart contract) слишком преувеличен и не может решать договорные задачи с высокой сложностью и большим количеством существенных условий.

Технология smart contract уже неоднократно использовалась в 2017 году российскими предпринимателями, проводившими сделки с автоматическим исполнением. В декабре прошлого года один из российских нотариусов использовал технологию умного договора для регистрации купли-продажи доли в компании. Сделка была проведена сторонами, которые смогли автоматизировать часть операций через умный контракт.

"Говоря о технологии smart contract, нужно отметить возможность её использования в простых сделках с двумя сторонами и отсутствием усложняющих элементов", — рассказал Смирнов. "Основой технологии является её скорость, а в случае использования умного контракта в сложной сделке, например, купле-продаже недвижимости с участием в ней несовершеннолетних детей или использованием материнского капитала, сделка впоследствии может оспариваться. Первоначальный smart contract отменяется, и нужно будет заключать его заново, что очень негативно скажется на скорости работы", — оценил перспективы умных договоров Смирнов.

Представитель нотариата рассказал о развитии работы нотариусов и применении ими новых технологий. "Мы стали использовать режим одного окна, уже давно любой человек может оценить свои риски или проверить подлинность доверенности через специальный сервис", — добавил Смирнов. Ещё одним нововведением ведомства стала обязательная регистрация с 1 января всех нотариальных актов. "Нотариат создал масштабную электронную инфраструктуру, и это основа для становления государства, но нужно помнить, что электронная программа не сможет проверить состояние физического лица: находится ли он в состоянии алкогольного опьянения, понимает ли он значение своих действий", — опроверг расхожее мнение о смерти профессии нотариуса Смирнов.

Банки уменьшат количество юристов

В ходе конференции эксперты неоднократно отмечали, что применение технологии блокчейн положительно скажется на увеличении производительности труда, а значит, в итоге уменьшит количество необходимого персонала. Вице-президент ПАО "Сбербанк" Игорь Кондрашов поделился с участниками мероприятия своим опытом использования современных технологий в работе банка.

"В 2016 году было больше миллиона судебных дел, в которых участвовал Сбербанк. Большинство из них были простыми исками о просрочке платежей или о выдаче судебного приказа, а чтобы его получить, нужно написать простой документ, который может сделать человек даже без юридического навыка. В банке работает 1500 юристов, подавляющее количество из них занимаются такой работой. Специалист выдерживает только год в таком графике и ему становится нужна дальнейшая мотивация. Мы создали программу для автоматизации подачи исков, которая уже справляется со своей работой, нам осталось добавить только автоматическое определение подсудности. Около ста тысяч судебных дел Сбербанка — в мировых судах, которые не имеют электронного документооборота, что создает помеху в автоматизации", — сказал Кондрашов.

По мнению спикера, мировой опыт legal tech в России находится только в начале пути. "Чат-боты на сайте могут отвечать только на самые простые вопросы. Автоматизация необходима для уменьшения работы юристов с текучкой, но мы не думаем, что так скоро все коллеги останутся без работы. Всегда есть исключения, например, мы тестировали программу, которая умеет прогнозировать результаты судебного процесса, и она говорит, что в одном из сложных дел банк победит с вероятностью в 90%, а наши юристы на 100% уверены, что мы проиграем", — добавил Кондрашов.

Спикер также поделился опасениями об обучении молодых специалистов, которые должны сначала научиться самым простым шагам в юридической профессии. "Я сам начинал с того, что заполнял на печатной машинке элементарные формы для регистрации компаний, формы трудовых договоров и учился. Это была простая работа для студента второкурсника, и теперь не ясно, на чем будут учиться юристы, если автоматизация убьет эти простые задачи? Это вопрос ко всем нам, и о нем надо думать", — резюмировал представитель Сбербанка свою речь.