Российское общество сегодня переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляется преобразование экономической, социальной, политической сфер жизни, которое сопровождается, в том числе, разработкой программ по работоспособности и конкурентоспособности российской законодательной системы, реформой в сфере оказания квалифицированной юридической помощи, механизмов и форм реализации права.  Происходит заметная актуализация проблемы правового воспитания, вызванная целым рядом политических факторов развития России. Борьба с правовым нигилизмом, таким образом, становится ключевым направлением в госполитике.

В 2011 году Президентом Российской Федерации были утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В 2014 году Постановлением Правительства РФ была утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации «Юстиция», основными целями которой сохраняются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. В Федеральной Палате адвокатов Российской Федерации к концу 2014 года определились с контурами реформы рынка юридических услуг.

Безусловно, эти документы и проекты, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры населения, играют важную роль в новейшей истории страны. Однако само по себе утверждение основ государственной политики в сфере развития правовой культуры и планы по организации системы оказания квалифицированной юридической помощи, к сожалению, не решают существующих проблем. Сегодня в отсутствии единых профессиональных и этических стандартов и конституционной гарантии на получение квалифицированной юридической помощи наблюдаются "растерянность" граждан в правовом поле и отсутствие осведомленности о реализации государственных программ и конкретных шагах в направлении повышении правовой культуры, улучшении тех или иных правовых институтов, эффективности правосудия, и т.д.

Для разрешения этих проблем необходима целенаправленная политика государства, профильных организаций, адвокатской корпорации и работа каждого участника процесса «на своем участке», направленные на повышение правовой культуры государства. Так, наряду с действующими стандартами открытости и публичного освещения государственных планов в сфере развития правовой культуры, в области информационного сопровождения ключевых для общества проектов необходимы:

•    Формирование единого федерального и международного информационного  пространства по национальной правовой тематике. Реализация общеправовой, общегосударственной имиджевой задачи пропаганды ценности и современности национальной правовой системы, избавление от исторически и искусственно  укрепившихся в сознании российских и  иностранных граждан стереотипов. 

Цели: расширение диалогового пространства с участниками рынка (юристами) и потребителями юридических услуг (гражданами); сокращение информационной дистанции и «реклама» национальных правовых традиций и нововведений, проектов. Особенно актуально в связи с внешнеполитической обстановкой, которая делает актуальным вопрос о том, что России нужна независимость во всех аспектах:  экономическом, энергетическом и в юридическом. Кроме того, актуально в связи с судебной реформой, ликвидацией ВАС. 

Инструменты: СМИ, интернет, экспертные ресурсы. Программы по широкому и последовательному информированию граждан о реализации программ, развитие продуманной системы информирования о реализации проектов (Совместные проекты: Минюст РФ, ФПА, АЮР, и т.д.). Формирование специального журналистского «правового» пула (в том числе, международного), поддержка и развитие правовых СМИ, возрождение судебной журналистики.

•    Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти, профильных организаций и участников рынка (юристов), основанного на принципах и профессионального партнерства. 

Особенно актуально для Крыма: оперативная интеграция Крыма в российскую правовую систему привела к привлечению специалистов по украинскому и российскому законодательству для оказания квалифицированной юридической помощи крымскому населению и бизнесу. Однако на сегодняшний день ситуация в правовой сфере в новых субъектах Российской Федерации достаточно сложная. Правовые системы России и Украины существенно различаются. Предстоит весьма тяжелый процесс перехода от одной правовой системы к другой, который предполагает переподготовку юридического сообщества Крыма и Севастополя. В связи с чем, необходимо уделить особое внимание правовому просвещению и поддержки крымского населения и бизнеса, разработке технологии их правовой защиты, созданию доступных механизмов, направленных на поддержку крымских предпринимателей.

Цели: повышение лояльности и как следствие активности юридического сообщества в области обеспечения качества законотворческого процесса, пропаганды «правового» образа жизни, компетентности и эффективности правосудия и реформ в сфере оказания квалифицированной юридической помощи.

Инструменты: интернет, дискуссионные площадки, профильные мероприятия. Создание реальных площадок для обсуждения законопроектов, государственных инициатив, концепций регулирования рынка; реализация специальных проектов по созданию разнообразных форм правового просвещения широких слоев населения (обучающие семинары при участии квалифицированных юристов, информационное сопровождение судебных процессов, и т.д.).

•    Создание и внедрение современных и информационных порталов не только для эффективного отправления правосудия, но и правового просвещения и обучения граждан (Электронных ресурсных центров дистанционного образования, просвещения). 

Цели: организация системы оказания бесплатной первичной квалифицированной юридической помощи, при использовании современных технологий по правовому просвещению доступными для бизнеса и граждан.

Инструменты: интернет. Создание образовательных и юридических справочных систем, упрощенных справочных правовых баз; создание систем практических разъяснений норм права для граждан и бизнеса.
 
•    Мониторинг деятельности юридического рынка и адвокатуры, в частности. 

Членами национального профессионального сообщества должны стать практикующие профессиональные юристы, к которым могут быть применены меры дисциплинарного взыскания при необходимости. Однако сегодня на юридическом рынке России действуют различные структуры и частные лица, не следующие порой профессиональным и этическим стандартам в своей деятельности. Необходимо повысить качество предоставляемой юридической помощи не только за счет обязательной реформы регулирования юридической профессии, но и мониторинга, отслеживания участников юридического рынка, в том числе, самими юристами и компетентными органами и профильными организациями (например, АЮР, ФПА).

Цели: доступная оценка профессионализма, нравственности и социальной ответственности юристов России, выведение правовых отношений на новый технологический уровень, гарантия гражданам, предпринимателям,  бизнесу дополнительной степени правовой защиты, избавление от рисков современного общества: мошенничества в области оказания правовых услуг, произвола представителей государственных органов, мошенников, и т.д.

Инструменты: справочные базы, рейтинги. Рейтинги и справочники юристов, единые системы тестирования для практиков и начинающих юристов, адвокатов (совместно с ФПА РФ), кадровые справочники выпускников). Такие официальные и единые рейтинги позволят гражданам получить доступную информацию о юристах в процессе поиска правового помощника, абитуриентам и их родителям определиться с местом, где лучше постигать правовые науки, работодателям -  выбрать соискателя на должность.

Ожидаемые результаты реализации программы:

-    реализация прав граждан на доступ к информации;
-    повышение правовой информированности граждан о своих правах, создание качественного консолидированного информационного продукта для граждан;
-    повышение информированности граждан о деятельности органов государственной власти, принимаемых ими решениях, реализации проектов в правовом развитии страны и отдельных проектов, таких как программа оказания бесплатной юридической помощи, например, ходе подготовки реформы адвокатуры, и т.д.);
-   повышение уровня осведомленности о работе (текущих проектах) и удовлетворенности граждан деятельностью органов государственной власти, профильных ассоциаций;
-   увеличение объемов материалов в средствах массовой информации и увеличение их заинтересованности к правовой тематике, освещающих  социально значимую правовую тематику;
-    повышение эффективности взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти, профильных организаций;
-    уменьшение количества мошенников на юридическом рынке, оказывающих неквалицифированную юридическую помощь гражданам под прикрытием реализации государственных программ;

Ольга Костикова (Бинда), советник ФПА РФ