Покупка SIM-карты с лотка нередко позволяет сэкономить на услугах сотовой связи и предупредить появление многотысячных долгов. Но такое подключение оборачивается полным бесправием абонента.

В отличие от большинства европейских стран, российское законодательство не допускает предоставления услуг связи анонимным пользователям – операторы обязаны обеспечить идентификацию каждого абонента. Корпоративные клиенты должны также составлять списки сотрудников, которые пользуются услугами связи. Такие меры, по мнению чиновников, необходимы для предупреждения использования мобильников в противоправных целях, в том числе для передачи ложных сообщений о заминировании объектов.

Ненадежная крыша

Вступивший в силу с 1 января 2014 года федеральный закон разрешил заключение договоров оказания услуг подвижной связи только в стационарных торговых точках. По мнению его разработчиков, именно через уличные лотки SIM-карты (так называемые идентификационные модули) чаще всего продавались без проверки личности покупателя. Также была введена административная ответственность за заключение договора связи неуполномоченным лицом или без фиксации сведений об абоненте – эти проступки караются штрафом в сумме до пяти тысяч для граждан и до 200 тысяч – для юридических лиц.

Но после введения таких мер лотки, на которых можно подключиться к сотовым сетям, с улиц российских городов никуда не исчезли. Только теперь чаще всего на них заключаются не легальные договора на оказание услуг связи, а просто продаются SIM-карты. Предъявлять паспорт и оставлять свои подлинные персональные данные от покупателя не требуют.

Судебная практика свидетельствует, что в большинстве случаев таким псевдодилерам удается уйти от наказания. Например, в Москве за первые четыре месяца этого года к административной ответственности было привлечено всего три десятка человек, сами санкции, как правило, ограничиваются штрафом в две тысячи рублей.

Мобильная коллективизация

В большинстве случаев на лотки «симки» попадают через корпоративных клиентов. «На профессиональном сленге операторов такие компании называются «колхозами», – объясняют ситуацию в «МТС». – Это посредники, которые не несут никаких затрат на обслуживание абонентов и предоставление услуг связи, они зарабатывают деньги на конечных пользователях».

Для самих покупателей участие в таких «колхозах» может быть привлекательно как минимум с экономической точки зрения – корпоративные тарифы чаще всего ниже, чем для розничных пользователей. Многие добропорядочные граждане не хотят лишний раз предоставлять свои персональные данные (учитывая, что типовые контракты самих операторов связи допускают почти любое использование личных сведений абонентов без их дополнительного согласия). Кроме того, далеко не всегда услуги в международном роуминге тарифицируются в режиме онлайн.

Например, многие клиенты «МТС» оказались должниками на десятки тысяч рублей, хотя компания публично заявляла о невозможности «уйти в минус». Анонимное подключение позволяет предупредить эти проблемы.

Оборотной стороной покупки SIM-карты на «сером» рынке (к «колхозу» можно подключиться через интернет-магазины и иными способами) без заключения договора является полное бесправие пользователя. По существу, потребитель приобретает просто кусок пластика, который якобы можно использовать для получения услуг на определенную сумму. В случае обмана или даже возникновения технического сбоя обратиться к оператору пользователь не сможет.

Управляющий Северо-Западного филиала компании «Евросети» Денис Голещихин убежден в опасности покупки SIM-карт с лотков: «Это «кот в мешке». «Серую» симку не стоит привязывать к банковским и электронным счетам, так как контроль над своим номером в данном случае – иллюзия. Кроме того, такую карту невозможно восстановить – в офисе мобильного оператора человек элементарно не докажет, что он является владельцем номера.

Холодная война

Сами операторы очень пассивно борются с «колхозами» – в большинстве случаев любое зарегистрированное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель без труда может легально получить любое количество «симок».

Например, проведенная Управлением ФСБ в Республике Татарстан проверка показала, что ПАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») выдало индивидуальному предпринимателю Фазлыеву 24 тысячи SIM-карт. «Процедуры подключения абонентов «Билайн» предусматривают запрос учредительной и правоустанавливающей документации на этапе заключения договора, – пояснили журналисту РАПСИ в пресс-службе оператора. – Исчерпывающий перечень необходимой для заключения абонентского договора документации, гарантирующей соблюдение принципа должной осмотрительности и осторожности, содержится в законе, мы не считаем для себя возможным требовать от абонентов информацию в большем объеме. Закон не устанавливает и ограничений по числу выданных номеров или SIM-карт одному юридическому, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу. Хотим отметить, что ограничение прав граждан или организаций на получение услуг связи недопустимо, так как приводит к ограничению конституционного права граждан на доступ к информации», – убеждены в компании.

В соответствии с «производственной необходимостью» необходимое количество идентификационных модулей («симок») корпоративный абонент может получить и в «Мегафоне». В «МТС» утверждают, что «перед началом работы проводят внутреннюю проверку компании», но по данным надзорных органов, на «сером» рынке активно продаются SIM-карты и этого оператора. А в «Теле2» заявили журналисту РАПСИ, что условия договора с корпоративными клиентами являются коммерческой тайной.

Также операторы напоминают, что по закону корпоративный абонент обязан предоставить список конечных пользователей с их полными данными. В то же время в «Мегафоне» признают, что ответственность для клиентов за игнорирование этих требований действующим законодательством не предусмотрена. Более жесткую политику проводят в «МТС»: «Если мы узнаем, что наши SIM-карты используются с нарушением действующего законодательства, мы расторгаем договор с данным корпоративным клиентом», – утверждают в пресс-службе оператора.

Порочные связи

Любой дефект при заключении договора или фиксации данных пользователей чиновниками Роскомнадзора квалифицируется как нарушение лицензионных условий. Такой проступок карается административным штрафом в сумме до 40 тысяч рублей.

Так, 18 мая Арбитражный суд Республики Татарстан наложил на ПАО «Вымпел-Коммуникации», выдавшее 24 тысячи «симок» недобросовестному предпринимателю, штраф в 31 тысячу рублей. Суд пришел к выводу, что не получив списка конечных пользователей, оператор вправе был приостановить оказание услуг связи, но не сделал этого. Сумма штрафа была снижена, несмотря на то, что ранее компания многократно привлекалась к ответственности за подобные деяния, что расценивается как отягчающее обстоятельство.

В другом деле, рассмотренном Арбитражным судом Воронежской области, был выявлен факт невнесения персональных данных восьми пользователей корпоративных номеров – за такой проступок «Билайн» отделался предупреждением. Такие же санкции служители Фемиды применили к ПАО «Мегафон», который не внес в договор паспортные данные частного абонента (причем жалобу на оператора написал сам потребитель). Тогда как на «МТС» за единичный факт отсутствия сведений о пользователе Арбитражный суд Республики Бурятия наложил штраф в 30 тысяч рублей.

Для справки

Ежеквартально российские операторы подключают примерно 250 тысяч пользователей (номеров). Около 31 процента продаж приходится на сеть «МТС», 30 процентов – «Мегафон», 24 процентов – «Билайн», 15 процентов – «Теле2».

Павел Нетупский