МОСКВА, 17 июн – РАПСИ. Чиновников могут обязать мгновенно отвечать на обращения граждан и юридических лиц, а всю переписку между органами госвласти и населением предполагается сократить до одного-трех дней, а не нескольких месяцев как в настоящее время, соответствующий законопроект "О государственной системе электронного обмена корреспонденцией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" направлен в правительство РФ.
"В настоящее время гражданин, направляя письменное обращение в органы госвласти, может ждать ответа в лучшем случае через два месяца, из которых один месяц приходится только на пересылку почтового обращения. К этому времени зачастую ответ уже становится не актуальным. Мы предлагаем создать систему, которая не только решит проблему со сроками переписки, но и сведет к минимуму риски потери обращений", - рассказал на круглом столе в РИА Новости один из авторов документа депутат Госдумы РФ Алексей Русских.
По его словам, электронный обмен корреспонденцией также устранит случаи недобросовестного обращения к чиновникам, или переписку от вымышленного или чужого имени.
"Система электронного обмена корреспонденцией будет максимально проста и удобна для всех, даже не умеющих пользоваться техническими средствами", - заверил Русских.
Если же гражданин по принципиальным причинам захочет направить бумажзное, а не электронное письмо, то, по словам парламентария, старая схема по-прежнему будет работать и законопроект не предусматривает полную ликвидацию бумажной переписки.
"Можно обращаться в органы госвласти и по старой схеме, однако чиновник будет направлять отсвет на электронную почту ближайшего в адресату почтового отделения, где обратившийся сможет его забрать", - пояснил один из авторов документа.
По его словам, тайна переписки при этом сохранится: почтовые отделения будут оснащены так называемыми почтоматами – специальными устройствами, распечатывающими письма, упаковывающими их в конверты и наносящими нужный адрес.
Таким образом, по оценкам депутата, переписка с чиновниками займет максимум один-три дня, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность защиты прав гражданина.
Русских напомнил, что законопроект касается только направления корреспонденции в органы госвласти. А не частной переписки между гражданами.
Кроме того, отметил заведующий Московской городской коллегией адвокатов «Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов, законопроект позволит существенно сократить расходы на бумажную корреспонденцию.
Он уточнил, что любой человек сможет получить доступ к электронному ящику в любом регионе России и абсолютно бесплатно.
Филиппов также добавил, что пользователи не смогут самостоятельно удалять письма со своего ящика.
"Законопроект интересен абсолютно всем слоям общества, как законодателям, правоприменителям, так и простым гражданам. Все сталкивались с проблемой доставки корреспонденции в государственные органы. Эта проблема также близка юристам, адвокатам и приставам. Ведь у всех терялись повестки. Граждане зачастую тратят многие часы на то, чтобы получить на почте письма, не зная даже, важное это письмо или очередная реклама", - сказал Филиппов.
В свою очередь начальник главного управления организационно правового обеспечения деятельности при Верховном суде РФ Евгений Голошумов назвал законопроект необходимым, однако усомнился в его скорой реализации.
"Я позволю себе тон сомнений. Инициатива серьезная, законопроект важный и отвечает требованиям времени, но он требует и детальной проработки, например, необходимо учитывать специфику работы судов общей юрисдикции, поскольку переписка с судами регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, следовательно, в него придется вносить изменения", - сказал Голошумов.
Он также напомнил, что в судах по-прежнему идет работа по оцифровке архива и будет она идти еще не один год, поэтому если гражданину понадобится древний документ, ответ затянется по независящей от суда причине.
Член научно-консультативного совета Высшего арбитражного суда РФ замдекана МГУ им Ломоносова Наталья Козлова однако отметила, что законопроект об электронной корреспонденции очень своевременны и его необходимо принять как можно скорее.
"Законопроект призван решить три задачи. Во-первых, (наладить) обмен электронной корреспонденцией в рамках оказания госуслуг, что будет способствовать сотрудничеству отдельных людей и государства, улучшению качества оказания услуг. Во-вторых, он должен решить задачу сохранения конфиденциальности информации, которая может быть решена, с одной стороны, техническими средствами, а с другой стороны нам хорошо известны и правовые средства решения этой задачи. Третья задача – идентификация личности, т.е. электронный документ должен иметь ту же форму и ту же юридическую силу, как и любой бумажный документ. Мы считаем, законопроект очень своевременный, и, безусловно, нужно его принимать", - отметила Козлова.