МОСКВА, 31 окт - РАПСИ. Неотвратимость наказания за коррупционные преступления вместе с открытостью правоохранительной и судебной системы России помогут эффективнее бороться с этим явлением, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

При этом они опасаются, что ужесточение законодательства может привести к ухудшению инвестклимата. Поэтому, по мнению аналитиков, новых жестких законов в этой сфере не требуется, так как действующих норм вполне достаточно, необходимо только следить за правоприменительной практикой.

В среду на заседании президентского Совета по противодействию коррупции глава государства Владимир Путин высказал мнение, что либерализация наказаний за коррупционные преступления не работает должным образом, поэтому эту практику нужно проанализировать. По словам Путина, за первую половину 2013 года за получение взятки осуждено почти 700 человек, из них только 8% осуждены к реальным срокам лишения свободы, а большинство коррупционеров приговорены к штрафам, которые они не выплачивают, так как находят всевозможные нормативные лазейки.

Неотвратимость наказания

Замсекретаря Общественной палаты России Владислав Гриб считает, что главное в наказании - это не строгость, а неотвратимость. "У нас, к сожалению, до сих пор в России действует принцип, что строгость российских законов компенсируется их необязательностью... Если человек не исполняет наказание по неуплате штрафе - вводится компенсация имущества или тюремное заключение. Надо, чтобы наказание не было декларативным, если штраф серьезный, то нужно его погашать за счет продажи имущества, а не просто, чтобы человек из зарплаты частями платил. Надо, чтобы наказание работало", - заявил Гриб.

Кроме того, он отмечает и важность профилактической работы с гражданами, занимающими коррупционно-опасные государственные посты, в частности, среди должностных лиц, которые распределяют госзаказы, принимает решения по распоряжению имуществом. "Надо активнее вводить проверку деклараций о расходах, чтобы в случае несовпадения люди уходили в отставку, даже если де-юро не зафиксированы факты коррупционных влияний", - добавил замсекретаря ОП.

Управляющий партнёр юридической фирмы "ЮСТ" Юрий Пилипенко также считает, что пока неизбежность наказания, в том числе за коррупционные преступления, будет являться иллюзорной, борьба с преступностью в нашей стране будет безуспешной. "В связи заявленной президентом РФ позицией мне вспоминаются слова другого классика, Владимира Ильича Ленина, который полагал, что в уголовном наказании важнее не жестокость, а его неизбежность", - сказал он.

Такой же позиции придерживается и президент организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Бречалов, по мнению которого, человек, занимающий солидный государственный пост, четко понимает, что наказание в случае нарушения им норм закона будет серьезным и неотвратимым. "В этой ситуации лучшие кадры, обладающие высоким профессионализмом и качествами настоящего гражданина, не пострадают, я в этом убежден. А случайных людей или тех, кто хочет нажиться на государстве, станет существенно меньше", - полагает он.

По словам члена президентского Совета по правам человека Кирилла Кабанова, главная ошибка при либерализации законодательства была в том, что изначально не прописали, какие меры последуют, если штраф не будет выплачен. "Вопрос в том, что будет, если они не вернут? То есть в самом начале была заложена огромная бомба. Там не было написано, что они не вернут; они не будут сидеть в тюрьме - им дали и выплачивай", - сказал он.

Последствия для инвестклимата

Заявление президента о том, что практика либерализации наказаний за коррупционные преступления не работает должным образом, вызвало вопросы у делового сообщества относительно того, как это скажется на инвестиционном климате России.

Так, по мнению Пилипенко, ужесточение уголовных наказаний наряду с возвращением Следственному Комитету и МВД права самостоятельно возбуждать уголовные дела в сфере налогообложения, не улучшит инвестиционный климат в нашей стране.

При этом замсекретаря ОП полагает, что для западных инвесторов усиленная борьба с коррупцией - это, безусловно, плюс, но при этом важным моментом является наличие открытой, прозрачной судебной системы и работы правоохранительных органов.

"Когда идет работа по увеличению открытости и независимости работы правоохранителей и судебной системы в связке с борьбой с коррупцией, тогда у нас будет инвестиционный климат лучше. Если просто репрессивное усиление мер по борьбе с коррупцией без реформирования и качественного обновления судебной системы, то это будет сложно. Поэтому, может быть, не случайно у нас сейчас намечается обновление судебной системы в связи с объединением судов", - считает Гриб.

По словам сопредседателя организации "Деловая Россия" Антона Данилова-Данильян, громкие скандалы для инвестиционного климата могут оказаться роковыми, поэтому выступает за либеральные, но последовательные меры. "Сажать, никого не пускать - это давно не метод, особенно с учетом зачастую довольно слабых сотрудников, которые работают в правоохранительных органах. У них текучка кадров, отсюда мало опыта и не всегда соответствующая квалификация, наиболее квалифицированных крупный бизнес берет к себе на разные должности. Необходимо, чтобы все дружно переходили на прозрачные и понятные методы конкурентной борьбы", - сказал Данилов-Данильян.

Он отметил, что, по большому счету, коррупция - это вид конкурентной борьбы, которым пользуются, чтобы, например, выиграть конкурс по закупкам. "То есть это вариант расширения "узкого горлышка". Так надо их расширять, надо двигаться от точки к точке в каждой отрасли, определять узкие коррупциогенные места. На мой взгляд, этот путь является ключевым и здесь помощь государства и правоохранительных органов была бы очень полезна", - полагает эксперт.

Законодательный аспект и правоприменение

Политолог Михаил Ремизов, в свою очередь, считает, что высказывания Путина не могут расцениваться как негативная оценка либерализации законодательства. Эксперт полагает, что еще есть законодательный резерв для принятия решений в части борьбы с коррупцией.

"Есть резерв в принятии законодательных решений в плане борьбы с коррупцией. Это и статья о незаконном обогащении и рекомендации по созданию профильного антикоррупционного органа", - отметил политолог.

Эксперт не исключил, что какие-то статьи могут вернуть в УК РФ после их либерализации. "Давно уже обсуждается форма возвращения... Мне кажется в той или иной форме это возможно и разумно", - добавил собеседник.

Член ОП Георгий Федоров отметил, что на законодательном уровне принято не мало мер для борьбы с коррупцией, и главный вопрос заключается в правоприменении.

"Конечно, борьба с коррупцией должна быть не только на законодательном уровне, в принципе у нас законов достаточно, но и в правоприменительном плане, чтобы действующие статьи работали", - сказал он.

Федоров пояснил, что не всегда законы работают, что приводит в целом к недоверию в отношении правоохранительных органов. "Например, затягивание рассмотрения дела "Оборонсервиса" также вызывает вопросы", - отметил член ОП.