В 1917 году требования выборности органов власти и проведение избирательной кампании по всем передовым демократическим принципам стали главной темой в широких кругах общества. Интерес к ней был настолько высок, что недостаток политической культуры и опыта у граждан привел к злоупотреблениям демократическими институтами. О ходе массового «эксперимента» по определению границ применения принципов выборности руководителей рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


27 февраля 1917 года царское правительство подало в отставку. Петроград и страна на какое-то время оказались в положении безвластия. И тут на политическую арену выступила выборная власть – Государственная Дума.

Указом царя она была только что временно распущена и не имела права проводить официальные заседания. Однако депутаты, констатировав отсутствие правительства и острую необходимость заполнения этого вакуума власти из-за опасности наступления всеобщего хаоса, собрались на «частное совещание». Ими и был избран Временный комитет Государственной Думы, который «вынужденно» обозначил себя правительством.

Разумеется, это было незаконно – при существующей еще монархической власти. Потому, опасаясь ответственности за содеянное (ведь еще далеко не ясно было, чем дело закончится), депутаты придумали длинное витиеватое название «Комитет членов Государственной Думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями». Скромно и без больших претензий (в случае чего).

Но когда революция шагнула дальше – этим Комитетом 2 марта был создан орган, который уже смело назвал себя Временным правительством. Таким образом, согласно законам Российской империи, Дума как высший законодательный орган не имела права формировать и утверждать правительство, но у нее все же был хоть какой-то мандат от народа – она ведь была избрана населением.

Однако полностью взять власть в свои руки у Временного правительства не получилось. И дело не в том, что старые царские учреждения препятствовали установлению новой власти. Нет, они сразу стали послушно исполнять все решения Временного правительства и его комиссаров. Двоевластие сложилось по другой причине.

Параллельно с созданием правительства появляется другой орган власти, который изначально опирается на выборные начала и подчеркивает свой демократизм. Это – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Но провести всеобщие выборы по всем требованиям законности и широты представительства невозможно было в считанные дни и даже часы, имевшиеся в наличии новой власти. Поэтому с выборностью этого органа было не все так просто и даже весьма сомнительно.

Ядро Совета было создано откровенно явочным порядком. Туда вошли может быть и не случайные люди, но их никто не избирал. Они самозвано объявили себя Временным исполнительным комитетом Совета рабочих депутатов. В его состав вошли К. А. Гвоздев, Б. О. Богданов (меньшевики, лидеры рабочей группы Центрального Военно-промышленного комитета), Н.С. Чхеидзе, М.И. Скобелев (депутаты Государственной думы от меньшевиков) и другие социал-демократы, кроме большевиков.

И затем были объявлены выборы представителей рабочих и солдат в этот Совет. Временный исполком призвал рабочих избирать депутатов в Петроградский совет (по одному депутату на тысячу рабочих, но не менее одного депутата на каждый завод), а восставших солдат — избирать по одному своему представителю на каждую роту.

Ясно, что в течение нескольких часов провести полноценные выборы оказалось невозможно. Тем не менее первое (учредительное) заседание Петросовета открылось в Таврическом дворце в этот же день — 27 февраля в 9 часов вечера и закончилось в ночь на 28 февраля. На нём был избран первоначальный состав постоянного Исполнительного комитета.

Эти спешные выборы Исполкома, когда на первое заседание явилось ничтожное число представителей предприятий и частей, говорит о том, что в революционном угаре лидеры Совета сами пренебрегали очень важными формальностями выборного начала и не очень скрупулезно соблюдали принципы демократии.

На этом первом заседании Петросовета было принято воззвание «К населению Петрограда и России», в котором говорилось:

«Совет рабочих депутатов, заседающий в Государственной думе, ставит своей основной задачей организацию народных сил и борьбу за окончательное упрочение политической свободы и народного правления в России…

Приглашаем все население столицы немедленно сплотиться вокруг Совета, образовать местные комитеты в районах и взять в свои руки управление всеми местными делами. Все вместе, общими силами будем бороться за полное устранение старого правительства и созыв Учредительного собрания, избранного на основе всеобщего равного, прямого и тайного избирательного права».

Получается, уже в первом документе Совета на первый план были выдвинуты требования выборности органов власти и проведение избирательной кампании согласно самым демократическим принципам.

Временное правительство также однозначно высказалось по поводу выборности властей. Оно объявило о предстоящих выборах в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы были назначены на 17 сентября. Позднее срок был перенесен на 12 ноября.

Время весны-лета 1917 года в России справедливо называют периодом господства «митинговой демократии». Всё или почти всё решалось на общих собраниях и митингах представителей всех слоев населения. Практически все «назначенцы» в различных структурах и учреждениях были сменены выборными руководителями. Даже если у руля предприятия или организации оставался прежний управленец – он обязательно проходил через горнило выборов.

Разумеется, от такого увлечения выборным началом пострадали некоторые производства и учреждения. Ведь на выборных митингах часто отвергали хороших, технически грамотных специалистов за их требовательность к подчиненным и отдавали предпочтение популистам.

Особенно большой урон безбрежным применением принципов выборности был нанесен армии. Одним из самых первых решений Петросовета стал знаменитый Приказ №1, согласно которому власть в армии переходила из рук командования в руки выборных солдатских комитетов.

Приказ гласил:

«1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей. (…)

3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. (…)

5) Всякого рода оружие как то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям».

Распространение на армию, тем более воюющую на фронте, принципа выборности безусловно было порочным и повлекло за собой тяжелые трагические последствия. Сам лозунг «демократизации армии» был противоестественным. Ведь основной принцип функционирования армии – принцип единоначалия. Армия строится на базе строгой иерархии командования и исключает обсуждение приказов нижестоящими военнослужащими.

К лету 1917 года на фронте было создано около 50 тыс. солдатских комитетов, в деятельность которых было вовлечено 300 тысяч солдат. Выборность и демократизация армии явились синонимами термина «разложение армии». Дело доходило до того, что целые части и соединения отказывались идти в наступления по решению своих выборных комитетов.

К осени 1917 года армия во многих случаях вышла из подчинения командованию, утратила боеспособность и перестала исполнять функции обороны государства.

Таким образом, в 1917 году принцип выборности в России повсеместно возобладал и даже с перебором. Выборная кампания длилась беспрерывно. Видимо, для населения с не очень высокой политической культурой и не богатым политическим опытом нужно было пройти эту школу. Поэтому опыт выборов 1917 года представляет собой большой интерес для исследователей. В ходе этого массового «эксперимента» определялись границы применения принципов выборности руководителей и органов власти.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 20 июля