МОСКВА, 12 дек — РАПСИ. Введение административной ответственности за распространение в сети Интернет материалов, выражающих неуважение к обществу или органам госвласти, а также наделение генпрокурора полномочиями блокировки фейковых сообщений являются специфическим механизмом реагирования на нарушения, совершаемые в виртуальном мире. Совершенно естественно, что за них должна наступать реальная ответственность, считает директор института адвокатуры МГЮА им. О.Е. Кутафина, заместитель председателя комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Александр Орлов.

В среду в Госдуму внесли законопроект, который вводит административную ответственность за распространение в интернете материалов, оскорбляющих Конституцию и государство.

Авторами документа стали председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, сенатор Людмила Бокова и депутат Дмитрий Вяткин. Они предлагают дополнить статью "мелкое хулиганство", указав ответственность за распространение в сети материалов, "в неприличной форме выражающих явное неуважение" к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции и органам власти.

Кроме того, в Госдуму внесен законопроект о штрафах за распространение в СМИ и интернете заведомо недостоверной информации под видом правдивых сообщений, создающей угрозу здоровью граждан и массового нарушения общественного порядка.

"Вопрос об ответственности за распространение недостоверной информации и оскорбительного мнения в интернете очень давно обсуждается, причем это проблема мировая, а мы идем во след того же Совета Европы, который идет во след Америки. Что в жизни, что в интернете должны быть одинаковые морально-нравственные и правовые ограничения, это логично. И, соответственно, юридические последствия этих нарушений должны сопоставляться", — сказал Орлов.

По мнению эксперта, не должно иметь значения, в интернете совершает человек нарушение или в реальной жизни — в обоих случаях он должен нести ответственность за свои действия.

"И предложение, упоминающее генпрокурора, — это не новый инструмент совершенно — это как если бы в жизни к нам пришел участковый. Но в интернете к нам прийти никто не может. Это просто специфический механизм для реагирования в виртуальном пространстве, чтобы норма могла быть воплощена в жизнь и последствия наступали. Количество информации в интернете возрастает кратно, наши две реальности нужно привести к единому показателю. Призывы, особенно фейковые, которые могут привести к беспорядкам — тут можно даже не рассуждать о значимости такого законопроекта, поскольку вот это явление губительно для любого государства и отдельно взятого человека. Законопроекты говорят о злоупотреблении правом, а не о самом праве. Когда человек пользуется своим правом только с целью навредить другому человеку. Лично я не хочу, чтобы такими правами злоупотребляли", — заключил Орлов.