МОСКВА, 14 мая — РАПСИ. Члены Совета Федерации РФ совместно с правительством подготовили пакет законопроектов, направленных на развитие цифровой экономики, в частности, на совершенствование регулирования в сфере электронной подписи и в части уточнения процедур идентификации и аутентификации. Поправки, как говорится на сайте верхней палаты парламента, предлагается внести в закон «О персональных данных» и в ряд других законодательных актов РФ.
«Подготовлен пакет законопроектов, нацеленных на создание условий для развития цифровой экономики. Сегодня это три законопроекта, касающиеся оборота персональных данных, использования электронной подписи, введения понятия электронного цифрового профиля гражданина», — заявил один из авторов поправок, заместитель председателя Совета Федерации, руководитель Совета по развитию цифровой экономики при Совфеде Андрей Турчак.
Кроме того, как отметил сенатор, в ближайшее время будет завершена работа над законопроектом по введению электронных трудовых книжек. Турчак добавил, что на все эти законопроекты давно существует запрос и бизнеса, и общества, и все они связаны с достижением целей нацпроекта «Цифровая экономика. Правительство, по его словам, поддерживает подготовленные законопроекты и участвовало в их разработке.
Еще один автор законопроекта, первый заместитель председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Людмила Бокова, комментируя поправки в закон о персональных данных, отметила, что документ направлен на создание благоприятных условий и новых возможностей для использования и обращения информации в интересах бизнеса, потребителей, общества и государства в целом.
Вводится понятие «анонимизации персональных данных» и предусматривается, что данные, полученные в результате данного процесса, могут обрабатываться свободно, поскольку представляют собой информацию, не позволяющую определить, к какому конкретному лицу она относится.
По словам сенатора, законопроектом устанавливается, что субъект вправе представлять оператору согласие на обработку персональных данных, ранее собранных оператором персональных данных для иных целей. «Это крайне необходимая потребность для расширения спектра услуг, потенциально доступных для граждан».
Также предусматривается новый подход к обработке персональных данных для реализации законного интереса оператора и третьих лиц. Действующая редакция нормы о законном интересе на практике, по словам Боковой, практически не применяется, так как условием законности интереса признается отсутствие нарушения прав субъекта. В связи с недостаточной определенностью формулировок применение этого института затруднительно. «Это существенно сокращает возможности по оптимизации внутренних процессов и процедур обслуживания, а также возможности в части минимизации рисков, в том числе вследствие мошенничества со стороны субъектов. Для создания сбалансированных условий между законными интересами оператора и правом субъекта на защиту персональных данных в законопроекте дополнительно к уже указанным уточняются допустимые формы реализации этого института», — подчеркнула парламентарий.
Предлагается исключить необходимость получения согласия субъекта на обработку персональных данных в сферах отношений, связанных с трудовыми, однако не являющихся непосредственно трудовыми. Это, например, оформление командировок, обеспечение пропускного режима, направление на обучение.
Помимо этого, законопроект прямо предусматривает возможность выдачи согласия на обработку персональных данных дистанционно в электронной форме, для нескольких целей, несколькими обработчикам, что является общественной потребностью для построения цифровой среды доверия, в том числе для запуска новых инновационных сервисов и услуг, удаленного взаимодействия с клиентами, работниками, получения государственных услуг и прочее.
Изменения в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи разработаны для создания единого пространства доверия электронной подписи, что важно, как отметила сенатор, поскольку в настоящее время при взаимодействии с различными ведомствами пользователи — как юридические и физические лица, так и органы государственной власти — сталкиваются с проблемой отсутствия возможности применять для идентификации и аутентификации в информационных системах соответствующих ведомств при получении государственных услуг и направлении межведомственных запросов один единый сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи.