МОСКВА, 27 авг — РАПСИ. Центр стратегических разработок (ЦСР) при поддержке Финансового клуба провел экспертную сессию, посвященную принятию закона о краудфандинге, который вступит в силу 1 января 2020 года.
Закон отвечает мировым тенденциям в этой области, однако имеет ряд национальных особенностей, вызывающих вопросы, сообщил руководитель направления "Правовое развитие" ЦСР Максим Башкатов.
"Российский закон находится в тренде и европейского, и американского регулирования, однако есть национальные особенности, связанные с тем, что мы все-таки немного боимся этого нового явления. Самое серьезное отличие заключается в том, что в законе появилось регулирование продукции на основе технологии блокчейн", — сказал Башкатов.
Так, закон предусматривает возможность привлечения инвестиций через платформу блокчейн и через отчуждение цифровых активов.
При этом спикер напомнил, что в марте этого года глава государства подписал закон, закрепляющий в Гражданском кодексе (ГК) РФ понятие "цифровое право".
"Еще одной национальной особенностью закона о краудфандинге является ограничение привлечения инвестиций закрытой подпиской, если речь идет о привлечении инвестиций через ценные бумаги, и привлечение средств от конкретного инвестора, если речь идет о займе. То есть публичное предложение о привлечении инвестиций у нас не допускается", — отметил Башкатов.
По мнению спикера, регулирование, которое предлагается новым законом в части ограничения привлечения инвестиций, не является оправданным, поскольку во всем мире институт краудфандинга существует по большей части для малого и среднего бизнеса.
Кроме того, по словам эксперта, закон устанавливает максимальную сумму инвестиций — 1 миллиард рублей, что позволяет говорить о кумулятивном эффекте закона. "Я как инвестор начинаю думать, какой институт финансирования мне выбрать, и краудфандинг предлагает мне не просто ограничение по сумме, но еще и требует закрытую подписку", — пояснил Башкатов.
Заместитель министра юстиции Денис Новак, в свою очередь, обратил внимание на то, что закон устанавливает контроль оператора над соблюдением ограничений, но механизм осуществления этого контроля непонятен.
"Речь идет не об ограничении в 1 миллиард только с использованием одной платформы, а об ограничении в 1 миллиард с использованием любого количества платформ. И непонятно, как все это контролировать, потому что установить, на каких платформах какой инвестор что привлекал, невозможно. Поэтому у меня есть предположение, что это ограничение не сможет реально работать", — пояснил чиновник.
Исполнительный директор НК "Содействие развитию корпоративного законодательства", советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Елена Авакян полагает, что обсуждение необходимо начинать с вопроса о том, что есть открытая и закрытая подписка на цифровых платформах.
Также, по мнению экспертов, необходимо уделить внимание вопросам налогообложения как инвесторов, так и лиц, привлекающих их средства, в то время как вопросы налогообложения приобретают особое значение в контексте введения законом такого нового способа инвестирования, как приобретение утилитарных цифровых прав.
Закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", известный как закон о краудфандинге, был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 2 августа этого года.
В документе определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ — лиц, осуществляющих деятельность по организации привлечения инвестиций.
Так, согласно закону, заниматься организационной деятельностью по привлечению инвестиций могут быть только общества, созданные в соответствии с законодательством РФ, включенные Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. При этом инвестором может быть как физическое, так и юридическое лицо, для которых законом устанавливаются правила инвестирования.