МОСКВА, 4 фев — РАПСИ. Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и член Совета Федерации Андрей Клишас предложили свои поправки ко второму чтению проекта изменений в Конституцию РФ, касающиеся, в частности, порядка назначения генпрокурора и его заместителей.

Изменения, как говорится на сайте нижней палаты парламента, предлагается внести в главу 7 Основного закона, которая посвящена судебной власти и прокуратуре.

Так, предложенный президентом порядок назначения региональных прокуроров парламентарии предлагают распространить на приравненных к ним прокуроров военных, природоохранных и иных специализированных прокуратур, а также на генерального прокурора РФ и его заместителей. В этих целях в статье 129 о прокуратуре предлагается закрепить, что генеральный прокурор РФ, его заместители и прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов РФ, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности президентом.

В настоящее время генпрокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению президента РФ.

Помимо этого, как отметил Крашенинников, предлагается перенести на конституционный уровень некоторые важные положения, касающиеся судебной системы, которые сейчас закреплены в законах, а также уточнить ряд конституционных норм в целях обеспечения большей ясности и точности.

Так, статью 118 авторы поправок хотят дополнить положениями, раскрывающими, что судебную систему Российской Федерации составляют: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые суды субъектов РФ.

В статью 125, посвященную Конституционному суду, предлагается внести несколько уточняющих изменений, указав, что КС по запросам президента, парламента, депутатов Госдумы или членов Совфеда в количестве не менее 1/5, правительства, Верховного суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции не только федеральных законов и иных нормативных актов, но и федеральных конституционных законов (в нынешней редакции федеральные конституционные законы не указаны).

Предлагается уточнить и положения части 4 статьи 125 о проверке конституционности законов и иных нормативных актов по жалобам граждан и по запросам судов. Так, авторы поправок хотят указать, что КС осуществляет такую проверку в порядке, установленном федеральным конституционным законом, а не федеральным законом, как в действующей редакции. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан КС проверяет конституционность законов и иных нормативных актов, которые были применены в конкретном деле, в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Либо по запросам судов: тех законов и актов, которые только подлежат применению в конкретном деле.

Кроме того, предлагается дополнить часть 6 статьи, в которой говорится, что признанные неконституционными акты или их отдельные положения утрачивают силу, а не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

«Сюда вносится дополнение о том, что признанные конституционными акты или их отдельные положения в истолковании, данном Конституционным судом, не подлежат применению в ином истолковании. Таким образом, на уровне Конституции исключается их применение в любом ином истолковании. Сейчас это предусмотрено только в законе [«О Конституционном Суде»]», — отметил глава комитета Госдумы.

В статью 126, посвященную Верховному Суду, предлагается внести также уточняющую правку, конкретизировав суды (общей юрисдикции и арбитражные суды), которые осуществляют судебную власть посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В части 3 статьи 128 парламентарии предлагают указать, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда и других федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Помимо этого, предлагается закрепить, что порядок осуществления гражданского, административного и уголовного судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством.