САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 сен - РАПСИ. Группа депутатов Госдумы в понедельник внесла на рассмотрение законопроект, регулирующий торговлю с использованием цифровых платформ - маркетплейсов.

Поправки предлагается внести в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и в закон "О защите прав потребителей". Законопроект вводит определения цифровых платформ - маркетплейсов, и участников отношений с ними - поставщиков и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

Авторы документа указывают на злоупотребление правом сильной стороны в лице владельцев маркетплейсов, которые в одностороннем порядке изменяют условия договора с продавцами, повышают для них комиссию, а также выставляют им штрафы. Законопроектом устанавливаются особенности изменения и прекращения договора с учетом специфики электронной коммерции. Предлагается, что условия договоров могут быть пересмотрены по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, не менее чем за 30 календарных дней стороны обязуются уведомлять о намерении изменить условия договоров и (или) заключить новый договор.

Вводится порядок применения договорных неустоек (штрафов маркетплейсов) в отношении контрагентов: обязательное направление в адрес продавца товара и (или) владельца ПВЗ мотивированного письменного уведомления о принятии решения о наложении штрафных санкций и (или) иных удержаний. Также устанавливается запрет на одностороннее ограничение доступа к личному кабинету продавца товара и (или) владельца ПВЗ. Устанавливается запрет на продажу собственных товаров маркетплейсов с годовым оборотом более 150 миллиардов рублей, если аналогичные товары уже представлены на маркетплейсе.

Авторы инициативы также отмечают, что на практике российские маркетплейсы реализуют не только принцип информационного посредничества, но и фактического комиссионирования (агентирования). Следовательно, маркетплейсы должны нести ответственность за достоверность размещенной на агрегаторе информации о товаре. Вместе с тем, указывают разработчики законопроекта, ни действующие нормы законодательства, ни внутренние правила маркетплейсов не обязывают гарантировать достоверность представленных сведений о товаре, а также не предоставляют потребителю возможность выбора адресата предъявляемых претензий. По замыслу авторов, законопроект должен восполнить данный пробел и обеспечить дополнительные гарантии защиты прав потребителей.