Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

В Госдуму внесен законопроект, согласно которому использование дискриминационных критериев при приеме на работу будет грозить штрафом от 2 до 50 тысяч рублей. Ответственность за упоминание в текстах объявлений о вакансиях ограничений по возрасту, полу, месту проживания и гражданству кандидата будут нести как работодатели, так и публикаторы.

Инициаторами законопроекта стали депутаты Самарской областной думы. Авторы документа ссылаются на доклад уполномоченного по правам человека РФ за 2008 год, в котором отмечается: "Дискриминационные положения содержатся едва ли не в каждом втором объявлении о наличии вакансий".

На самом деле, по данным экспертов, дискриминационные критерии содержит более двух третей объявлений. Самыми распространенными являются требования к возрасту (47% в 2009 году), гражданству (31%), полу (27%) и месту жительства (16%).

За распространение дискриминационной информации авторы законопроекта предлагают штрафовать физические лица в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей, должностные лица – от 4 до 4,5 тысяч рублей, предприятия - от 40 до 50 тысяч рублей.

Законодательное основание

Заметим, что в 2007 году Федеральная служба по труду и занятости уже инициировал аналогичный запрет. Законопроект тогда заблокировала Федеральная антимонопольная служба, не найдя в публикациях "дискриминационных" объявлений ограничений конкуренции.
Интересно, что в январе того же года пленум Верховного суда РФ признал, что отказ в заключении трудового договора с россиянином по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства или по месту нахождения работодателя является незаконным. Это, по мнению суда, нарушает право граждан на свободу передвижения, гарантированное Конституцией. ВС РФ также напомнил, что запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Нынешний законопроект практически полностью повторяет действующую статью 64 Трудового кодекса РФ. Она запрещает "какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников".

Кроме того, статья 145 Уголовного кодекса РФ предусматривает за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет штраф в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев.

Перспективы

Так что нынешний законопроект легко вписывается в действующее законодательство, поэтому его принятие выглядит вполне вероятным. Однако вызывает сомнения оправданность этой инициативы. Если в России практически не действуют вышеуказанные законы, сложно представить причины, по которым вдруг заработает аналогичный новый закон.

Фактически законопроект содержит только одну абсолютно новую норму – наказание публикаторов за размещение дискриминационных объявлений. Такая практика распространена в США и Западной Европе, где редкое рекрутинговое агентство согласится принять от работодателя объявления о вакансии, содержащие необоснованные половые или возрастные ограничения. Во Франции, например, изданиям, публикующим вакансии, запрещается указывать предельный возраст при приеме на работу, а в Бельгии – пол работника.

Предложение выглядит адекватно, однако никакой российский закон не гарантирует, что работодатели не отфильтруют нежелательных кандидатов на собеседовании или испытательном сроке по каким-либо другим формальным поводам.

В таком случае законопроект может оказать весьма плохую услугу соискателям. Сейчас кандидат на вакансию уже в объявлении видит, что требуется работодателю. А новый законопроект предполагает лишнюю поездку на собеседование, после которой кандидаты будут терять время и нервы, безосновательно ожидая "обещанного" звонка.

Не стоит забывать, что по количеству случаев дискриминации прием на работу даже уступает оплате труда. Согласно статьям 129, 132 Трудового кодекса РФ заработная плата как вознаграждение за труд определяется в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы. Однако повсеместно зарплата женщин меньше, чем у мужчин, еще большую роль часто играет наличие регистрации. Средняя зарплата женщин в нашей стране составляет 39–61% от средней зарплаты мужчин, при этом женщины-руководители получают в сравнении с мужчинами на тех же должностях на 41% меньше.

Методы помощи дискриминируемым

Действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу, поэтому вопрос о наличие признаков дискриминации решается судом при рассмотрении конкретного дела. В связи с этим логично предположить, что более действенной инициативой будет уточнение самого понятия дискриминация и введение контроля за социальным составом работающих, в разных отраслях и предприятиях.

Такой метод взяли на вооружение, например, власти Швеции, где наниматели обязаны следить за тем, чтобы количество мужчин и женщин на предприятии было примерно одинаковым. И если вдруг окажется, что на предприятии мужчин больше, чем женщин, наниматель обязан будет при приеме на работу отдать предпочтение женщине.

На первоначальном этапе могут быть оправданы и методы т.н. "позитивной дискриминации". К ним относятся политические меры, направленные на принятие во внимание пола, расы или этнической принадлежности субъекта с целью обеспечения равенства возможностей для представителей групп населения, подвергающихся или подвергавшихся ранее дискриминации. Т.е. введение квот, согласно которым на определенные должности должно быть взято заявленное число лиц притесняемой социальной категории, либо государственное поощрение (например, налоговое) принятия на работу дискриминируемых лиц.

Впрочем, часто такая политика иногда приводит к вопиющим результатам. Например, широко известно, что в США белым мужчинам часто отказывают в продвижении по службе только на основании того, что они не принадлежат ни к одной из групп меньшинств.

Зарубежный опыт

Запреты дискриминации при приеме на работу появились только во второй половине ХХ века. Сейчас наиболее распространенными ее видами, по которым работодатели преследуются в судебном порядке, являются дискриминация на почве национальности, расы, пола, супружества, политического мнения, религии и принадлежности к профсоюзу и дискриминация по возрасту.

Существуют такие основания, дискриминация по которым запрещена лишь в немногих странах. Например, интересоваться социальным статусом соискателя работы запрещено в Японии, идеологическими взглядами – в Италии, личной жизнью – в Бельгии, Франции и Германии, сексуальной ориентацией – в Канаде, Франции и Германии.

Рекордсменами по числу запретов стали новозеландцы: они разработали детальный перечень видов дискриминации, включающий в себя 26 оснований, по которым работнику не может быть отказано в приеме на работу.

Наиболее суровое наказание нанимателю, допустившему дискриминацию при приеме на работу, грозит во Франции: лишение свободы сроком от двух месяцев до одного года плюс значительный штраф. Более того, суд может принять решение о том, чтобы приговор был вывешен у ворот предприятия и опубликован в газете за счет виновного.

Однако доказать факт дискриминации при приеме на работу в западных странах ненамного проще, чем в России. Например, в США при обращении в суд с жалобой работник должен доказать, что он принадлежит к дискриминируемой категории, что он достаточно квалифицирован, чтобы выполнять работу, на которую он претендовал, и его кандидатура произвольно отвергнута, в то время как работодатель продолжает искать на эту должность других кандидатов. Если работнику удалось доказать все вышеперечисленное, то бремя доказывания перемещается на нанимателя, который в свою очередь обязан доказать, что у него были основания для отказа этому работнику.

Однако основной причиной, по которой большинство отвергнутых соискателей не торопятся обращаться в суд, является тот факт, что судебные органы почти всех стран не имеют полномочий их трудоустроить. Не помогут в этом деле дискриминируемым и российские суды.

Справка

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Спор об отказе в приеме на работу подсудны мировому судье, который должен рассмотреть дело в течение месяца со дня поступления заявления. Истец (кандидат на вакансию) освобождается от уплаты государственной пошлины.

Российским законодательством установлены лишь отдельные ограничения при приеме на работу: к ним относится, например, судебный приговор, который устанавливает такую меру наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если выполнение работы требует определенных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным актом, запрещается прием на работу при отсутствии соответствующего документа об образовании. Запрещается также заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Женщины и несовершеннолетние не могут быть приняты на определенные тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземные работы в целях охраны их здоровья. Также лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного медосмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат медицинскому осмотру.