Реализовать подписанный 13 апреля главой государства двухлетний национальный план противодействия коррупции можно при помощи дееспособных институтов гражданского общества и активности СМИ. В то же время надо сделать так, чтобы эта борьба не превратилась в лакомый кусок для проходимцев и тех же взяточников. Пожалуй, сегодня это наша самая главная задача.

 

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, член совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:

О повальной российской коррупции у нас в стране не говорит только слепоглухонемой. При этом мало кто на деле себе представляет, что творится в реальности. А происходит следующее: только по официальным данным Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД РФ, в прошлом году средний размер взятки превысил 23 тысячи рублей. Для сравнения – в экономически-тучном докризисном 2008-м данный показатель был ниже в три раза. И это при том, что мзду в России берут, что называется, всю дорогу, невзирая на времена года и состояние экономики.

В этом году ДЭБ не прогнозирует снижения коррупционной "средней температуры по больнице". Мой прогноз: если не принимать мер на самом высшем уровне государственного управления, через 7-8 месяцев мы совершенно запросто можем увидеть рост этого страшного показателя еще в 3-4 раза.

Поэтому отрадно, что утвержденная президентом стратегия борьбы с коррупцией рассчитана не на 20 лет (по аналогии с многими успешно проваленными благими государственными начинаниями), а всего на два года. Отвечать за проделанную работу придется тем, кто готовил концепцию национального плана и представлял его Дмитрию Медведеву. Причем аргументированные ответы в 2012 году выслушает нынешний президент, а не будущий, кто бы им не стал. Если мой безрадостный прогноз, не дай бог, сбудется, я этим людям не завидую уже сейчас.

Но дело не только в чиновниках. Президентский план обречен на провал, если его реализация превратится в очередную аппаратную игру, своеобразный футбольный мяч, которым будут перебрасываться министерства и ведомства.

Опасность коррупции на любом уровне наконец должен осознать каждый человек, чем бы он в жизни не занимался, и на какой бы ступени общественной лестницы не стоял. Если на ваших глазах открыто и беззастенчиво расхищается бюджет, это воровство в первую очередь - из вашего кармана. Поэтому главный контролер власти – те, кто ее выбирает. При этом смотреть сквозь розовые очки на отдельных представителей власти порой бывает преступно. Нельзя верить чиновникам на слово только потому, что они складно говорят в голубых экранах.

Меня радует, что в двухлетней национальной антикоррупционной стратегии важная роль отведена де-юре независимым от государства институтам гражданского общества и СМИ. Может, наконец, на аргументированные публикации журналистов о некоторых странностях государственных тендеров или на необоснованную чиновничью роскошь начнут обращать внимание «там, где следует»?

С независимыми гражданскими институтами все сложнее. Тема борьбы с коррупцией не сегодня и даже не вчера стала лакомым куском для проходимцев. И ладно бы те только банально злобствовали. Есть примеры реальных попыток дискредитации и преследования лиц, изо дня в день занимающихся противодействием коррупции. Объяснение этим фактам лежит на поверхности. Какой уважающий себя бюрократ по своей воле расстанется с огромным куском в $300 миллиардов? Именно в эту астрономическую сумму оценивается ежегодный объем отечественного рынка взяток. Если реализация президентской стратегии будет сорвана, уже через пару лет этот показатель мы будем измерять уже в триллионах.