Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ


Экологические правонарушения через несколько лет обернутся "грязным" компаниям банкротством и ликвидацией. Так видит конечную точку реформы природоохранного законодательства президент РФ Дмитрий Медведев. На заседании президиума Госсовета он согласился с необходимостью ужесточения экологических стандартов.

Природоохранное законодательство

Медведев убежден, что в интересах государственной безопасности сегодня необходимо думать об усилении ответственности за экологические правонарушения. Для этого, в первую очередь, нужно реформировать систему государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Проблема же действующего природоохранного законодательства, по словам Медведева, в разрозненности его нормативных актов.

"Сегодня природоохранные отношения регулируются целым рядом несвязанных, зачастую противоречащих друг другу законов", - отметил президент.

Очевидно, что для решения насущных проблем необходимы согласованные действия в рамках единой государственной политики в области экологии, которая сегодня фактически отсутствует, несмотря на указ двухлетней давности.

"Необходимо завершить кодификацию законодательства об охране окружающей среды и как минимум в юридическом плане покончить с экологическим нигилизмом. Нужен и план конкретных действий, и пакетный режим подготовки соответствующих нормативных актов", - резюмировал Медведев.

Можно предположить, что новых формат природоохранного законодательства будет подкорректирован с учетом федеральной целевой программы "Экологическая безопасность России". По словам главы Минприроды РФ Юрия Трутнева, она должна быть готова к 2012 году. Программы будет ориентирована как на предотвращение дальнейшего загрязнения окружающей среды, так и на ликвидацию накопленного ущерба.

Стимулирование…

В государственной природоохранной стратегии основное место должны занимать методы стимулирования внедрения наиболее экологически чистых технологий. Предполагается, что важнейшей из таких мер станет новая система нормирования негативного воздействия на окружающую среду.

"Экологически правомерное поведение должно поощряться, оно должно приносить деньги в карман тех предпринимателей, которые исполняют закон ", - заметил Медведев.

Конструктивность президентских инициатив подтверждает факт осознания потребности дать компаниям время для внедрения новых технологий. Иначе страх немедленного наказания вынудил бы бизнес вместо конструктивных перемен попросту фальсифицировать данные о реальном уровне воздействия на окружающую среду.

Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда практически невозможно ввести жесткий контроль экологического ущерба, наносимого предприятиями, поскольку просто не существует системы государственного экологического мониторинга.

В этой связи глава Минприроды РФ Юрий Трутнев напомнил, что существующая система нормирования основана на предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ в воздухе и воде. У этой системы специалисты выделяют два существенных недостатка: избыточно жесткие требования (нормируются более двух тысяч загрязняющих веществ) и субъективные решения по введению лимитов, что позволяет устанавливать любое сверхнормированное воздействие.

В результате, действующее законодательство позволяет практически всем крупным промышленным предприятиям десятилетиями превышать установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие, и не имеют никаких стимулов к модернизации.

Так, общий объем выплат предприятий в 2009 году составил 16 миллиардов рублей, что составляет всего 0,01% от прибыли компаний. В 2008 году предприятия заплатили за выбросы 17,5 миллиарда рублей, а в 2007-м — 14,5 миллиарда.

Если программы Медведева и Трутнева будут реализованы в их нынешнем виде, можно рассчитывать, что компании, предпринимающие активные действия по снижению выбросов, окажутся в более выгодном положении.

… и наказание

"По окончании этого периода санкции должны действовать в полном объеме - под страхом банкротства и ликвидации соответствующей компании, безотносительно к ее заслугам и всему остальному", - заявил Медведев.

Усилить ответственность бизнеса за экологические нарушения Минприроды предлагает с помощью реформы системы экологических платежей. Для этого глава ведомства Юрий Трутнев предлагает разделить все предприятия на три группы.

Сейчас платежи за вред окружающей среде поступают от 300 000 компаний, отмечает Трутнев, из них 99% загрязнения — от 11 000 компаний, среди которых 200 — наиболее крупные загрязнители. Для этой группы размер платежей будет зависеть от использования наилучших доступных технологий. Для тех, кто не модернизирует предприятие, платежи увеличатся в 2,3 раза к 2011 году и в 3,4 раза в 2016 году.

Заметим, что в развитых странах давно действует практика, когда компаниям выгоднее платить государству, если они закупят современное оборудование, чем терять деньги на оплату огромных штрафов, а также из-за простоя производства, нарушающего экологические нормы.

В России же сегодня размеры штрафов несопоставимы с масштабом наносимого окружающей среде ущерба. Например, тонна сероуглерода обходится бизнесу в 410 рублей, ртути - 6833 рубля, а за тонну аммиака попавшего в окружающую среду предприятие платит всего 52 рубля.

Таким образом, в нашей стране сейчас существенно выгоднее платить экологические налоги и штрафы, чем устанавливать новые очистные сооружения. Дело в том, что в результате изношенности оборудования, их стоимость в некоторых отраслях доходит до половины от стоимости основных фондов. Т.е. без государственной поддержки в этом вопросе никак не обойтись.

Проблема в том, что такая постановка вопроса создает поле для коррупции. Стоимость очистительных сооружений можно завысить, описание критериев их работы подкорректировать, а с чиновником, отбирающим предприятия-загрязнители и технологии, внедрение которых снизит платежи, полюбовно договориться.

Эксперты предлагают достаточно простой метод профилактики коррупции в этой сфере: необходимо уточнить формат деятельности инспекторов Ростехнадзора и Росприроднадзора, после чего установить за ними пристальный контроль.

Другой проблемой может стать воздействие этих новаций на простое население. Эксперты опасаются, что повышение ставок платы за негативное воздействие на окружающую природную среду отразиться не на прибыли отдельных предприятий, а на потребительских ценах населения.

Например, выказываются опасение, что именно этим обернется инициатива мэра Москвы Юрия Лужкова включить в цену товаров, которые производятся в России, стоимость переработки мусора. На заседании президиума Госсовета градоначальник пояснил, что так делается в Европе. Введение залоговой стоимости переработки мусора, по словам Лужкова, даст возможность "обеспечить финансами ту дополнительную работу, которая позволяет двигаться к улучшению экологии".

Итог

По различным данным, отходы производства в России составляют более 20 миллионов тонн вредных выбросов в воздух и около 17 миллиардов кубометров загрязненных сточных вод. По оценкам экспертов, 25–30% проб воды в различных водоемах и реках не соответствует санитарно-химическим нормативам. Так что вопрос реформы природоохранного законодательства актуален сегодня как никогда.

Впрочем, перспективы принятых на нынешнем президиуме Госсовета решений весьма туманны. Дело в том, что похожие решения и поручения правительству звучали еще семь лет назад на аналогичном президиуме Госсовета. Они были документально оформлены в указе от 4 июня 2008 года. Тем не менее, сам Медведев признает, что принятые законы не работают "годами из-за отсутствия одного или нескольких подзаконных актов".