Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

В России вводится обязательная классификация гостиниц, пансионатов, горнолыжных трасс и пляжей. Перед Олимпиадой в Сочи отели, не проставившие звезды по новым правилам, могут быть оштрафованы и даже лишены лицензии.

Приказ об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии подписал министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко. Оценивать состояние отелей и пансионатов будет специальная межведомственная комиссия из представителей Минспорттуризма, Ростуризма и бизнеса, а контроль процесса осуществляться на местах. Сертификат будут выдавать на пять лет, однако отели должны раз в два года подтверждать присвоенную им категорию.

В качестве аргумента в поддержку этого закона руководитель департамента туризма Минспорттуризма Надежда Назина ссылается на общемировую практику, "согласно которой нормативные акты не запрещают деятельность, а определяют условия, при которых эта деятельность может быть осуществлена".

Стоимость услуги пока только рассчитывается, однако, по словам чиновников, она обойдется дешевле добровольной сертификации. По оценкам экспертов ее стоимость на сегодняшний день составляет порядка 1500 долларов для 3-4-звездочного отеля размером до 100 номеров.

Снижению стоимости процедуры должны способствовать поправки в 132-й федеральный закон, которые предоставляют право субъектам Федерации на создание органов, проводящих классификацию туристических объектов. Это должно снизить издержки работы комиссий Ростуризма, которые раньше выезжали практически на все объекты, претендующие на "звездный" статус.

Законы

В приказе детально рассматриваются все возможные характеристики объектов, согласно которым гостиницы делятся на пять категорий. Для каждой предусмотрено определённое количество баллов, зависящее от номерного фонда, а также набора услуг и удобств. Правила, предусматривающие подобную систему, были разработаны в 2005 году на основе ГОСТа девяностых годов прошлого века.

Эта система сертификации подразумевает, что в пятизвездочных отелях, в частности, должны быть бассейн, спортзал, бизнес-центр и магазины, электронные замки и индивидуальные сейфы в номерах и т.д. Отели четвертой категорий должны иметь установленные системы очистки воды, козырёк на пути от автомобиля до входа в гостиницу и многое другое. Время ожидания лифтов в гостиницах с четырьмя и пятью звёздами не должно превышать полминуты, а в трехзвездочных – 45 секунд.

Активизировать деятельность гостиниц в этом направлении должен проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, который готовится в Госдуме ко второму чтению. Законопроект устанавливает для гостиниц и других объектов размещения, не прошедших классификацию, штраф 7-10 тысяч рублей для должностных лиц и до 50 тысяч рублей для юрлиц.

Большое внимание приказ уделяет вопросу благоустройства и безопасности общественных пляжей. В обязанность администрации вменяется ежегодная очистка акватории от посторонних предметов, представляющих опасность для отдыхающих, а также обустройство всех пляжей душевыми кабинами и фонтанчиками с питьевой водой. Приказ делит пляжи на три категории: претенденты на первую и вторую, в частности, должны оборудовать пляжи зонтиками, шезлонгами и пунктами питания.

Дефицит звезд

На данный момент в России сейчас около 4500 гостиниц, из них по оценкам экспертов "звездный" статус получили лишь около 470. Причем гарантию качества оказания услуг в России не гарантирует даже наличие звезд на вывеске. Поэтому сами участники гостиничного бизнеса давно просят ужесточить порядок сертификации: без этой меры сориентироваться в ассортименте российских гостиниц – исключительно сложная задача.

Впрочем, выбора у российских властей, принимать такую систему или нет, практически не было. Международный олимпийский комитет требует, чтобы к 2014 году в олимпийской столице было определенное количество отелей разной звездности: около 7% пятизвездочных, 25% - четырехзвездочных, 54% - трех- и 14% - двухзвездочных. На данный момент в Сочи из 211 отелей классификацию прошло около 140. Для сравнения, в Москве, по данным Ростуризма, только 27 отелей прошли эту процедуру.

Так что вполне можно верить официальным планам, согласно которым до 1 июля 2011 года "звезды" получат все сочинские отели, пансионаты, санатории, дома отдыха. Проблема в другом: будет ли качество этих гостиниц соответствовать статусу международного курорта. По оценкам местных экспертов, более 80% номерного фонда Сочи претендует лишь на 2-3 звезды. Сейчас в городе насчитывается около 800 пятизвездочных номеров и примерно 1 тысяча номеров «4 звезды», что в девять раз ниже показателей курортов Турции, Болгарии и Кипра, не говоря уже о предыдущих олимпийских столицах.

Можно предположить, что тем или иным способом большая часть гостиниц все же пройдет классификацию. Бесспорно, что новые требования станут для владельцев стимулом улучшать инфраструктуру и качество сервиса. Вопрос в том, каких финансовых затрат это потребует, ведь компенсированы они, скорее всего, будут за счет повышения цен на номера. В России и так все эксперты указывают на патологический перекос в соотношении цен в гостинице и качества предоставляемых там услуг по сравнению с западными стандартами. Теперь же этот дисбаланс может принять более неадекватные формы.

Впрочем, даже наличие большого числа звезд и соответствие нормам ГОСТа нельзя в полной мере воспринимать как страховку от неприятных сюрпризов. В стандартах ничего не говорится о вежливости и предупредительности персонала, скорости исполнения заказов и множестве других вещей, определяющих настроение гостя. А именно с этим, по отзывам отдыхающих, на российских курортах большие проблемы. Кроме того, значительная часть номерного фонда страны представлена старыми советскими гостиницами, которые даже просто вписать в современные в стандарты весьма проблематично.

Количество или качество

Зарубежный опыт показывает, что классификация гостиниц дает возможность регулировать безопасность оказания услуг, а также объективно оценить отель и определиться с его выбором. Для России особенно актуальна перспектива интеграции в мировую систему классификации, регистрации и стандартизации, которая может обеспечить нашим гостиницам новые конкурентные преимущества.

Вопрос в том, должны ли классификационные требования придерживаться статических или динамических – т.е. основанных на качестве предоставления услуг – признаков. В России принято ориентироваться исключительно на статистические признаки, хотя последние мировые тенденции демонстрируют стремление ведущих стран (например, Великобритании) к смешанным подходам.

Более того, ряд развитых европейских стран (Франция, Австрия, Швейцария и пр.) применяют при классификационной оценке гостиниц главным образом "динамические" факторы: прежде всего – качество персонала и услуг. Они ссылаются на тот факт, что жесткие соотношения качества элементов инфраструктуры в средствах размещения не обеспечивают фактического уровня качества услуг.

Существенной проблемой статистического подхода является его формальный подход. Например, небольшие, но при этом высококлассные отели, иногда попросту не имеют возможности удовлетворить некоторые несущественные критерии для получения заслуженной звезды: например, негде поставить парковку или бассейн. Кроме того, многие гостиницы находятся в древних памятниках архитектуры, которые попросту нельзя перестраивать, что не мешает им быть более желанными для туристов, чем пятизвездочные гостиницы.

Впрочем, надо признать, что большая часть современных туристов при выборе гостиницы ориентируются вовсе не на количество звезд, а на бренд или отзывы и результаты голосований на специализированных сайтах.

Бриллианты вместо звезд

Выходом в такой ситуации могло бы альтернативная звездам система классификации, либо расширение ее с помощью введения новых знаков. В настоящее время в мире существует около 30 национальных систем категорирования средств размещения с различными градиентными символами.

Помимо звезд, это "ключи", "короны", баллы, и даже "бриллианты" (градация Американской Автомобильной Ассоциации). В Китае каждая категория имеет название, например: "дом для гостей", "винный дом". Такая же система и в Португалии, где целых восемь категорий.

Как показывает опыт этих стран, использование специфичного знака соответствия значительно больше помогает различным социальным группам выбирать гостиницу по своим потребностям. Если звезды свидетельствуют о наличии в отеле каких-то обязательных удобств, то альтернативный знак может гарантировать удовлетворение определенных необходимых потребностей без переплаты за ненужную роскошь: например, "бриллианты" на мотелях в США сообщают дальнобойщикам, что их ждет хорошая парковка, телевизор, удобная кровать по доступной цене, а различные категории в Китае предлагают гостям либо местный колорит, либо интернациональный стандарт.

Таким образом, введение альтернативных знаков отличия поможет российским гостиницам привлечь туристов с помощью национальной специфики, а также оградит их от неприятных сюрпризов. При этом система звезд может остаться в качестве необходимого знака качества для проведения разного рода официальных мероприятий, в том числе Олимпиады.