Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Совет Федерации РФ одобрил законопроект, направленный на улучшение борьбы с рейдерством. Поправки в Уголовный кодекс РФ и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ призваны наказывать рейдеров на раннем этапе таких преступлений.

Согласно изложенным в пояснительной записке к документу тезисам, наказание за ряд действий, которые ранее не были подробно описаны в УК РФ, предлагается ввести в связи с тем, что в настоящее время привлечь причастных к захвату лиц удается лишь, когда имущество компании уже похищено.

Что ожидать…

Самым распространенным инструментом рейдерских захватов эксперты называют подлог и подделку акционерных документов и реестров.

Поэтому максимальное наказание законопроект вводит за фальсификацию единого государственного реестра юридических лиц или реестра владельцев ценных бумаг с применением насилия или с угрозой его применения – от трех до семи лет лишения свободы со штрафом до 500 тысяч рублей.

Фальсификация решения общего собрания акционеров хозяйственного общества или решения совета директоров наказывается штрафом от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Кроме того, закон устанавливает ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений: за такое преступление налагается штраф до 80 тысяч рублей, либо лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

…а чего пока не стоит

Безусловно, радует тот факт, что государство вообще обратило внимание на эту проблему, однако следует учесть, что для защиты от рейдерства большое значение имеет не только изменение уголовного, но и гражданского законодательства или хотя бы практики его применения судами. Ведь при рассмотрении факта рейдерства признание права лица на имущество часто происходит именно по итогам судебного разбирательства арбитражного дела.

Впрочем, эксперты утверждают, что существенно сократить количество рейдерских захватов можно было бы гораздо проще: обязав регистрирующие органы принимать документы только от лиц их подписавших, в исключительных случаях - нотариально заверенные. Такое решение уменьшит риск возможности для манипуляций на голосовании "мертвыми душами".

Впрочем, даже в своей нынешней редакции законопроект позволяет предпринимателю чувствовать себя достаточно защищенным: внимательный контроль за текущей информацией по учредительным и уставным документам позволит ему оперативно предупредить рейдерские действия.

Тем не менее, юристы высказывают недовольство тем, что в законопроект не был внесен пункт о создании специального органа надзора и своевременном оповещении собственников обо всех движениях, связанных с его учредительными документами. Такое решение, по мнению экспертов, сделает рейдерство невозможным в принципе.

На самом деле, как утверждают эксперты, борьбе с рейдерством в нашей стране мешают в не столько законодательные проблемы, сколько криминал и коррупция госорганов. Административный ресурс привлекается в 12% рейдерских захватов. Многим предпринимателям приходит платить чиновникам, чтобы защититься от рейдерских атак.

Другой существенной претензией, которую юристы предъявляют нынешнему законопроекту, является принцип привлечения рейдера к ответственности по отдельным видам нарушений, что, по их мнению, позволит ему избежать серьезного наказания. Кроме того, будет сложно определить участников, организаторов и состав преступной группы.

В целом, специалисты в один голос уже несколько лет твердят о необходимости введения отдельного состава рейдерства, ведь в российском законодательстве до сих пор нет даже достаточно четкого определения рейдерства. В качестве первоначально основы для такого решения можно позаимствовать зарубежный опыт. Например, в США есть закон о слиянии и поглощении, согласно которому фирма, намеревающаяся влить в себя другое предприятие, должна публично об этом заявить и действовать максимально открыто и законно.

Почему рейдеров стало меньше

В последние годы, по данным МВД, рейдеры значительно снизили свою активность. В 2009 году ведомство насчитало лишь 53 преступления, связанных с захватами собственности. При этом официальная статистика свидетельствует, что в 2008 году в производстве органов предварительного следствия в системе МВД находилось 352 уголовных дела о преступлениях, совершенных в ходе рейдерских захватов, из которых 52 было направлено в суд, еще 80 окончено, а 189 расследовано. В 2007 году число случаев рейдерского захвата предприятий составляло 512, в 2006-м - 367, в 2005-м - 346.

Однако данные Счетной палаты говорят совсем о других числах: «счетоводы» утверждают, что ежегодно в России совершается 60-70 тысяч рейдерских атак. Чаще всего рейдеры атакуют предприятия малого и среднего бизнеса, имеющие форму общества с ограниченной ответственностью.

Большинство экспертов согласны с тем, что количество рейдерских захватов сократилось, но толкуют причины этого факта по-разному. Одни говорят, что у рейдеров попросту в последнее время не хватает свободных средств для осуществления недружественных поглощений. Другие ссылаются на повышение правовой грамотности российских бизнесменов, демонстрацию властными структурами антирейдерской активности.

Наиболее достоверно, на наш взгляд, выглядит версия, что у рейдерских операций существенно снизилась доходность, поскольку наиболее легкие для поглощения и выгодные предприятия уже давно захвачены. Кроме того, сами депутаты связывают тенденцию снижения числа рейдерских захватов с тем, что передел собственности происходит по практически легальным схемам. Например, эксперты говорят о т.н. "банковском рейдерстве", когда клиент получает кредит под ликвидный залог, а затем банк организует заемщику искусственную просрочку и в итоге банкротит предприятие.

Государственное участие

Эксперты утверждают, что специфика российского рейдерства заключается в коррумпированности госаппарата: большая часть захватов происходит на основании мошеннических схем, в которые вовлечены работники правоохранительных органов и судебной системы. Поэтому особое значение приобретает вопрос доработки антирейдерского законодательства.

В этой связи обнадеживает факт повышенного внимания президента РФ к проблеме рейдерства. Именно Медведев внес в Госдуму нынешний законопроект, а еще в конце февраля обсудил с предпринимателями "рейдерские посадки" бизнесменов коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов. Это очень своевременное решение президента: основная проблема рейдерства сегодня в том, что оно дестабилизирует деловой климат в стране. Предприниматели знают, что их права собственности не защищены, что в любой момент они могут подвергнуться атаке и потерять имущество. Как следствие, угроза рейдерства становится очень серьезным сдерживающим фактором для инвестиций в Россию.